04.04.2025 07:188
Ходили мы походами
Перечитывая свои литературные произведения, вдруг обнаружил, что из моих воспоминаний о работе в море, выпал целый огромный пласт времени, который включал моё десятилетнее пребывание на транспортном флоте, и в большинстве случаев: на транспортном рефрижераторе «Ботнический залив».
Транспорт был построен в Тулоне (в 1970 году) на верфи Сен-Назер. Краткая характеристика судна. Длина 153, 2 метра, ширина 25 метров, осадка 9 метров, грузоподъемность 8360 тонн, мощность силовой установки 13160 лошадиных сил (2 двигателя Пильстик по 5580 л. с), скорость 17.3 узла. Район плавания неограниченный, число койко-мест - 102.
Корабль был спроектирован так что мог везти в заданный район океана 4000 тонн дизельного топлива, 2000 тонн мазута, 1500 тонн пресной воды и 100 тонн дизельного масла. После снабжения судов, мог загрузить 7500 тонн мороженой продукции и доставить в любой порт СССР.
«Ботнический залив» прибыл в Таллинн 4 января 1971 г. и стал на якорь на рейде. 4 января 1971 года на береговом буксире мы отправились на корабль.
Транспортный рефрижератор «Ботнический залив»
Он стоял на рейде, весь в огнях и смотрелся как какое-то техническое чудо, заморское техническое чудо. Да так оно тогда и было, ведь таких кораблей в рыбном флоте Эстония тогда не имела.
Не буду описывать наших восторгов по новейшему кораблю, но не могу не написать о том, что французские инженеры обладали настоящим даром технического дизайна. Я много лет проработал потом на иностранных транспортных судах разных судостроительных фирм, но дизайн машинного отделения на «Ботническом заливе» был самым лучшим, самым продуманным, из того, что я видел.
Огромный машинный зал, центральный пост управления от борта до борта в центральной части зала, осмотр из ЦПУ Главных двигателей и других механизмов через смотровое стекло, также установленное от борта до борта. Автоматический запуск Главных двигателей и сцепление их с редуктором, запуск вспомогательных двигателей, запуск всех насосов и их дублёров, гидравлическое открытие клапанов, не выходя из ЦПУ. Система успокоитель качки «Флюм» самостоятельно регулирующая перетёки воды с борта на борт. Дистанционная гидравлическая система открытия и закрытия клапанов. И, конечно, винт регулируемого шага, ВРШ, который в то время был, конечно, новым словом техники для транспортных судов, т. е. при швартовках и манёврах корабля теперь не нужно было механикам стоять на реверсах и вручную, через системы механизмов, изменять направление вращения лопастей винта, вперед или назад. Можно было управлять кораблём путем передачи управления из рулевой рубки в ЦПУ.
Вот, вкратце, для непосвящённых, я нарисовал картинку технической оснащённости корабля, что для 1971 года было просто потрясающим.
Маршрут: Таллинн - Джорджес-банка
Через неделю, после загрузки в трюма продуктов, траловых сетей и прочего рыболовного снабжения, получения топлива, воды и комплектования судового экипажа, наш рефрижератор должен был идти к берегам Северной Америки. Мы сделали десятки рейсов в течении 9-10 лет, пока продолжался облов атлантической сельди. Переход к берегам занимал 11-12 суток, 6230 морских миль, потом загрузка мороженной рыбопродукцией, рыбной мукой, рыбьим жиром.
Эти транспорта были очень рентабельны, так как могли закачать в свои танки 4000 тонн дизеля, 2000 тонн мазута и различные смазочные масла. Для промысловых судов везли всевозможное снабжение, тралы, продукты и иногда сменные экипажи. По приходу на промысел траулеры выстраивались в очередь для сдачи своей продукции и получения разного промыслового снабжения, топлива.
Запомнился самый первый переход к берегам Северной Америки. Атлантический океан - это безбрежное водное пространство, которое не только балует прекрасной погодой с великолепными закатами и синевой, но
может и грозно сдвинуть свои волны и поднять их на высоту до 10 -15 -ти метров, яростно набросившись на железные коробки, стремясь их утопить!
Мы вышли в Атлантику после Фарерских островов, поверхность океана стала суровой, с небом, покрытым лохматыми тёмными тучами без проблесков солнца, свинцовая вода даже на вид казалась тяжёлой и неприветливой. Атлантика в зимнее время редко балует моряков хорошими погодами! Начался очень сильный шторм, до десяти баллов.
Шторм
Хотя судно и загружено, в танках топливо, но грозные морские волны словно проверяли корпус судна на прочность. С сильнейшим грохотом они набрасывались на носовую часть судна, пытаясь утопить его глубже и глубже. Когда нос судна выныривал из кипящего водяного ада, волны снова и снова набрасывались на него с удвоенной яростью… Ветер дул прямо в носовую часть судна, и волны достигали высоты пятиэтажного дома. Винт судна оголялся, и обороты главного двигателя резко увеличивались до критических, а когда винт погружался в воду, двигатель натужно пытался удерживать минимальные обороты. Я сидел в центральном посту управления судна, и вместе с работой Главного двигателя, то увеличивалась, то уменьшалась частота биения моего сердца.
У нас была конструктивная защита от качки - встроенный танк на 500 тонн с перегородками, при качке вода переливалась медленно с одного борта на другой и уменьшала качку. К сожалению, мы не заполнили танк водой и нас страшно трепало до тех пор, пока мы не догадались её заполнить! Вот так, незнание некоторых конструктивных особенностей судна, могло привести к непредсказуемому результату! Но обошлось, и уже в следующих рейсах мы знали, что делать в штормовую погоду!
Над судном повис морской стражник альбатрос! Почти не шевеля своими двухметровыми крыльями, которые обтекали потоки воздуха, прогретые солнцем, альбатрос шёл над судном, не отставая и не перегоняя его, как будто стал нашим другом или ангелом-хранителем. Альбатрос шёл с судном двое суток. Никогда суда не сопровождали больше одного, максимум двух этих скитальцев морей, которых никогда, ни один моряк, любящий море, не пытался поймать или пристрелить…
Сколько не смотрел на их полёт, я ни разу не видел движения их крыльев! Плавно поднимаясь и опускаясь, альбатросы шли с судами на вертикальных воздушных потоках вверх или вниз.
Альбатрос - морской скиталец
Ночью мы пришли на промысел и увидели море огней, которое медленно передвигалось, в зависимости от курсов рыболовных траулеров. Утро подарило нам незабываемую картину. Из-за гор появилось розовое марево восходящего солнца и осветило банку. Вода сразу же приняла тёмно-голубой оттенок, а суда вокруг порозовели, словно засмущались. После перенесённого шторма, волнений, связанных с освоением нового судна, жизнь показалась такой желанной, прекрасной и нужной…
Вокруг находились наши рыболовные суда, которые промышляли атлантическую сельдь. Это место называлось Большой Ньюфаундлендской банкой - подводное плато на континентальном шельфе на юго-восточном побережье острова Ньюфаундленд, Канада. Место пересечения тёплого течения Гольфстрим и холодного Лабрадорского течения. Морская вода была благоприятна для роста планктона и эта часть делала акваторию одним из богатейших районов рыболовства. Вот здесь и работали наши промысловики - это и СРТ, БМРТ, всевозможные плавбазы и естественно, десятки рефрижераторов, которые забирали готовую продукцию у рыбаков и доставляли её в Союз.
С севера, по мелководью, мимо Лабрадора, Ньюфаундленда, острова Сейбл, сюда доходят холодные воды Арктики. Даже иногда появляются айсберги! Очень опасное судоходство, так как часты туманы.
Остров Сейбл - остров в Северной Атлантике, к юго-востоку от порта Галифакс. Он считается одним из самых таинственных и опасных для человека из всех островов, когда-либо нанесённых на навигационные карты. Этот «кочующий» остров движется в результате воздействия на песок встречающихся в этом месте тёплого течения Гольфстрим и холодного Лабрадорского течения. Остров движется со скоростью двести метров в год! За последнее столетие наблюдений остров переехал на 20 км на восток!
Остров СЕЙБЛ
Остров очень тяжело разглядеть с моря, особенно во время обычных для этого района осенних и зимних штормов, когда поднимаются 15-метровые волны. Ещё одна загадка острова: моряки утверждают, что песок острова подобно хамелеону всегда окрашен под цвет окружающего его океана или покрыт туманом, так что капитаны даже в ясную погоду зачастую не видят большой опасности до самого момента столкновения с островом.
Пожиратель кораблей, коварный остров, проклятый остров - всё это об острове Сейбл. Всегда скрытый туманами, невысокий и совершенно плоский, он как будто притаился в ожидании добычи в той самой точке, недалеко от канадского порта Галифакс, где встречаются тёплый Гольфстрим и холодное Лабрадорское течение.
Где-то в этом районе, недалеко от Джорджес-банки, лежит на дне океана пассажирское судно «Титаник», на котором погибли сотни людей.
Здесь, в этих водах, много корма и очень много рыбы! После набора груза 400-500 тонн траулер шёл на выгрузку к плавучей рыбной базе или транспортному рефрижератору. Выгружались в течение двух суток, обменивались кинофильмами, газетами, новостями.
Для читателей приведу примеры вылова сельди одним траулером. За одно траление в течение 3-4 часов при хорошо работающем трале в него попадало 35-40 тонн сельди. Казалось бы, обработай этот трал, заморозь свои 30 тонн, свари из отходов сельди рыбную муку и всё! Нет! Капитаны просто очумевали от шальной сельди, ставили ещё один трал и вытаскивали снова до 40 тонн! Зачем, почему?
Перегрузка мороженной рыбы на транспорт
Так были загублены многие миллионы рыбьих жизней. Оставшаяся на палубе рыба, которую уже нельзя было пускать на заморозку (бункеры для мукомолок также были полны сельдью), смывалась за борт. И вот такая картина у берегов Америки: лежит в дрейфе траулер, вокруг бортов плавает загнившая, смытая с палубы рыба, а в небе тысячи бакланов, которые так благодарны советским морякам за лёгкие завтраки, обеды и ужины! После загрузки всех трюмов, (8000-8500 тн) мороженной рыбопродукции, рыбной муки, жира и других сопутствующих грузов, трансорт-рефрижератор «Ботнический залив, дав прощальный гудок, уходил в порт приписки Таллин. С воздуха американские самолёты, которые патрулировали эти районы, всё это безобразие прекрасно видели и очень часто облетали советские траулеры. Самолёты с рёвом проносились прямо над нашими головами, а мы глохли от такого шума и грозили кулаками им вслед. Они заходили снова и снова, пока не надоедало, и потом улетали к себе на аэродром. Такие облёты были постоянной практикой, и мы со временем привыкли к ним и уже не обращали на них внимания.
Американский патруль
В таком режиме, Таллинн - Северная Америка рефрижератор отработал более 10 лет, почти не меняя маршрута. Запомнился один из рейсов, когда нас прямо с промысла отправили с грузом атлантической сельди в Швецию, порт Хельсинборг.
Прежде, чем рассказать о шведских вкусах, необходимо напомнить что Швеция - это северная страна и здесь очень популярна селёдка, которую готовят по разному и в больших количествах. Маринованная сельдь - завсегдатай шведского стола, ни один праздничный стол в Швеции не обходится без маринованной сельди. Вторым продуктом из сельди считается консервированная, квашенная сельдь. Называется - сюрстрёмминг. И вот в эту страну, обожающую селёдку, мы доставили более семи тысяч тонн великолепной, отборной, атлантической сельди. Хельсингёр в Дании, Хельсинборг в Швеции. Между ними пролив Эресунн, или Зунд, самая узкая его часть.
У стен древней крепости / У входа в замок
Это был датский форпост, на противоположных берегах пролива были построены крепости-близнецы, которые охраняли пролив и отслеживали прохождение кораблей.
Мы в октябре 1980 года пришвартовались в торговом порту Хельсинборга. Город небольшой и уютный. Историческая часть города состоит из множества старинных зданий. На центральной улице многолюдно, торгуют ширпотребом, А рядом на улицах малолюдно и тихо.
А напротив располагается датский город Хельсингёр. Между городами каждые 20 минут курсируют паромы.
Замое Кронборг
Хельсингёр - город знаменит замком Кронборг, место действия пьесы Шекспира «Гамлет». В реальности короли в этом замке никогда не жили.
Мы попали во двор этого замка по лестнице, висящей на цепях. Замок производит угрюмое, удручающее впечатление, все комнаты, в которых мы побывали - мрачные, плохо меблированы и плохо освещены. Да и окошки у этого замка невзрачные, узенькие и маленькие, таким образом, мы были порядком разочарованы видом знаменитого и разрекламированного исторического места.
Очень понравился городской парк, и хотя уже была поздняя осень- пейзажи окружающие нас были великолепны, зелень, всё утопало в цветах. Потрясающее, красивое зрелище!
Мэрия года устроила приём в честь такого знаменательного события и нас чествовали, угощали шампанским и местным концертом! Выгружались мы неспешно и через неделю отшвартовались от гостеприимного причала Хельсинборга.
СЕВЕРНАЯ АФРИКА
Закончился промысел атлантической сельди и нам предстояло совершить рейс к африканским берегам. Рейсовое задание было прежним: снабжение и обработка промысловых рыболовных судов, работающих у берегов Сенегала, Мавритании, Гвинеи-Бисау и других стран. Заправили танки дизельнвм топливом, мазутом, маслом, пресной водой и различным оборудованием для траления на промысловые суда.
У нас ещё было персональное задание: зайти в порт Нуакшот, республики Мавритания, чтобы доставить в советское посольство небольшой экскаватор. Он понадобился для того, чтобы зачищать территорию посольства от песка. Горячий, сухой и часто наполненный пылью ветер дует из Сахары в течение долгого сухого сезона и является проблемой для живущего здесь персонала нашего советского посольства. Песок засыпал территорию посольства, убирать его мётлами было бесполезно, вот и решили использовать современную технику.
Уже на подходе к берегам Мавритании, мы почувствовали, что воздух тяжёлый, пыльный, а при попадании на слизистые глаз вызывает зуд, да и при дыхании на зубах иногда ощущался песок! Самой большой проблемой оказалась выгрузка экскаватора, так как больших причалов для такого транспорта как «Ботнический залив» в порту не было. Проблему решили постановкой у борта небольшого плавучего средства типа плашкоута, на который и выгрузили экскаватор, который потом доставили к берегу и своим ходом он уехал в посольство.
Мы на шлюпке высадились на берег Нуакшота, осмотрели местную мечеть, заехали в посольство, где сразились с работниками посольства в волейбол. Посол пригласил на обед к себе в посольство, угощал приготовленной рыбой по-монастырски, которую сам и выловил. Тепло распрощались с послом, работниками посольства и отправились к маячившей на рейде судовой шлюпкой. Садились в шлюпку прежним способом, по колено в воде и едва не перевернули её, даже набрали внутрь немного воды, но всё обошлось. Через некоторое время подошли к борту судна, подняли шлюпку. Так закончилась высадка на берег Мавритании.
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ЭКВАТОРА
Пришло время написать о давно прошедших событиях: праздниках встречи Нептуна, пересечение Экватора, которые пришлось встречать на многих судах за время моей работы в море. Экватор - это воображаемая линия пересечения с поверхностью Земли плоскости, перпендикулярной оси вращения планеты и проходящей через её центр. Церемония перехода какой-либо определённой параллели настолько стара, что первоначальное возникновение её теряется в глубокой древности. Экватор делит земной шар на Северное и Южное полушария и служит началом отсчёта географической широты. В эпоху парусного флота моряки, пересекшие экватор в этом месте, получали право носить золотую серьгу в левом ухе и сидеть в портовых кабачках, положив ногу на стол!
На заре мореплавания эта церемония совершалась с благоговением и полным уважением к мифологическому богу Нептуну - владыке морей и морских стихий, в которого тогда искренне верили моряки. Рождение праздника Нептуна некоторые учёные связывают с тем временем, когда древние мореплаватели ещё не знали условий, при которых следовало проходить экватор в конкретных долготах и в определённое время года, и поэтому часто попадали в полосу безветрия. Таким образом, парусные суда надолго задерживались штилями в ожидании ветра. Известны случаи, когда экипажи судов съедали всю провизию, выпивали всю воду, а затем погибали от жажды и голода. Суеверные моряки и придумали такой праздник, чтобы ублажить морского царя Нептуна и просить его о ниспослании попутного ветра.
Нам не нужно было ублажать Нептуна о ниспослании попутного ветра, но отдать дань старинному морскому обычаю были не прочь! Флотские поверья живучи и в наше время сохранилась лишь внешняя, чисто театральная сторона встречи царя морей Нептуна. Так же неукоснительно выполняется обряд крещения всех, кто переходит экватор впервые, но на разных кораблях этот праздник дополняется различными деталями. Диплом или «Охранная грамота» морехода выдаётся моряку, который пересекал экватор, оказал уважение Нептуну и принял крещение, которое включало в себя печать на какую-нибудь часть тела, купание в бассейне с морской водой, проход через чистилище и прочие всевозможные шутки. Мне нравился этот праздник, и я активно принимал в нём участие, часто исполнял в свите роль владыки морей Нептуна, а иногда и другие роли (звездочёта, помощника Нептуна).
Перед подходом к воображаемой линии экватора сбавляли ход или вообще останавливали судно, чтобы всё действо проходило без мешающих шумов из фальштрубы работающего Главного двигателя.
Приём у Нептуна
После праздничного ужина, который непременно сопутствовал празднику, проводилось торжественное вручение дипломов «охранных грамот». Этот торжественный момент откладывали до вечера, когда уймётся палящее солнце, немного спадёт жара, успокоятся свита Нептуна с «чертями», вельможами, брадобреями, звездочётами и прочими членами свиты.
И вот наступал тот торжественный миг, когда выносили стопку дипломов и капитан вручал свидетельство о переходе экватора его счастливым обладателям, которые стойко и мужественно перенесли все требования свиты Нептуна, прошли «чистилище» и выполнили все требования. Туда вносились данные моряка, ставилась печать, подписывал капитан судна и этот диплом вручался моряку после прохождения экватора. Теперь они могут считать себя настоящими «солёными» морскими волками!
За время работы на этом транспорте, мне пришлось пересекать экватор минимум 3 раза в год, а на этой линии судно работало больше десяти лет.
ЮЖНАЯ ГЕОРГИЯ
Наш транспорт стали готовить в очередную далекую экспедицию к берегам Аргентины и Уругвая или по-старинному Патагонии. Там ловилась «испанская мерлуза», а мы ее называли просто «мерлузой».
Сопутствующая погода была прекрасной, ведь мы шли в теплые моря, к берегам традиционно тёплых стран - Аргентины и Уругвая.
Маршрут Таллинн - Южная Георгия
Тогда началась эпопея освоения прибрежной зоны Фолклендских островов и острова Южная Георгия. К этим берегам устремились армады промысловых траулеров Советского Союза, Испании, Аргентины, Германии, Японии и других рыболовных стран.
Остров Южная Георгия обрамлён горами, которые постоянно покрыты толстым слоем льда и снега. На этом острове дикая природа - король. Здесь находится одна из крупнейших в мире колоний королевских пингвинов, разнообразие морских слонов, китов и разнообразных красивых морских птиц.
В южной Атлантике - это субантарктический остров и он является крупнейшим в одноимённом архипелаге Фолклендских островов и административно управляется с Фолклендских островов, хотя считается отдельной территорией и спорной между Великобританией и Аргентиной. Остров был открыт английским торговцем Антони де ла Роше в 1675 году. Впервые исследован и картографирован знаменитым мореплавателем Куком в 1775 году, который объявил его британским владением и назвал в честь короля. На острове работали британские и американские охотники на тюленей и китобои, которые основали несколько поселений. Проблема принадлежности Фолклендских (Мальвинских) островов - территориальный спор между Аргентиной и Великобританией насчёт Фолклендских островов и острова Южная Георгия который остаётся не урегулированным ещё со времён Испанской империи. Острова были открыты испанскими моряками в начале XVI века, были объявлены Испанией частью их колониальной империи, но оставались необитаемыми до середины XVIII века. Суверенитет над Мальвинскими островами перешёл к Аргентине от Испании после обретения независимости в 1816 году.
В прибрежных водах обитало много пород рыб, обладавших прекрасными вкусовыми качествами, икрой, а также воды кипели от миниатюрной креветки- антарктического криля. Рыбные магазины в Советском Союзе были заполнены этими загадочными антарктическими породами типа: нототения, клыкач, ледяная и жёлтой икрой. Для того, чтобы читатель имел понятие: за какими такими таинственными породами рыб нас направляют к берегам далёких холодных островов, проведём небольшое ознакомление с этими породами рыб.
Нототения
НОТОТЕНИЯ
Морская рыба, семейства окунёвых, имеет две линии по бокам, 17 видов. Рыбы обитают в холодных водах вокруг Антарктиды, у южного берега Чили и Новой Зеландии. Рыбы предпочитают водные слои около самого дна. Образ жизни сформировал строение тела и внутренних органов - у нототении нет плавательного пузыря. Его функции компенсируются развитыми жировыми мешками, поэтому нототения выживает при низких температурах воды. Популярной разновидностью является мраморная нототения. Мясо рыбы белое, жирное и обладает приятными вкусовыми качествами, при отваривании становится светлым и невероятно сочным. Пользу организму человека нототения приносит содержанием кальция, железа, натрия, калия, йода, а также фосфор, которого в этой рыбе много. Рыбу можно коптить, делать балыки и получать великолепную жёлтую икру.
Клыкач
КЛЫКАЧ
Самым ценным промысловым видом считался антарктический клыкач. До конца XIX века мир пребывал в глубоком неведении о существовании крупного океанского монстра - клыкача, ведь живёт он в жутких глубинах от тысячи до трёх тысяч метров.
В конце XIX века американцы выловили у побережья Чили крупную полутораметровую рыбину весом более 50 кг. Это и был патагонский клыкач. В середине XX века в Антарктиде удалось добыть живого клыкача, взглянуть на его физиономию, описать и исследовать. Ах. Какой чудесный вкус! - воскликнули дегустаторы в один голос. С тех пор закончились беззаботные счастливые дни клыкача!
Два вида клыкачей - патагонский и антарктический - принадлежат к подотряду нототениевидных. Внешне практически не отличаются, патагонский встречается значительно севернее холодолюбивого антарктического. Достигают длины двух метров и веса 100 кг, живут на адской глубине. Но человек научился доставать рыбу, используя донный ярусный лов. Многокилометровая сеть, увенчанная крючками, опускается на глубину до 2 тыс метров. В качестве наживки используется кальмар.
Антарктический криль
АНТАРКТИЧЕСКИЙ КРИЛЬ
Криль - это планктонный рачок промысловых размеров 10-65 мм, которые образуют промысловые скопления в поверхностных слоях воды умеренных и высоких широт океанов. Он служит пищей усатых китов, тюленей-крабоедв, пелагических рыб и некоторых птиц. Мясо криля - природный источник белка, жира, витаминов и минералов. Антарктический криль Продукт богат медью, хромом цинком, марганцем, магнием. Промысел ведётся специальными судами-траулерами, которые представляют собой огромные плавучие заводы, на которых выловленный криль может замораживаться, перерабатываться в крилёвую муку или крилёвый жир, изготавливаться Омега-3 и пищевые добавки. На криле работают траулеры России, Польши, Чили, Аргентины, Китая и Самый масштабный вылов пришёлся на конец XX-го года. Причём первопроходцами в этой добыче были именно советские моряки. К 1982 году добыча вышла на рекордные 93% всего вылова криля.
У берегов Южной Георгии мы отработали больше месяца, разгрузили промысловое оборудование на десятки промысловых судов. И в «награду» за такую работу наши трюма были загружены великолепной рыбной продукцией: нототения, клыкач, ледяная рыба и тонны морского криля, замороженной икры и морского криля. Груз был очень ценный и его ждали в Союзе с нетерпением - из-за необычности южных морских рыб и необыкновенно высоких вкусовых показателей.
Члены экипажа быстро освоили премудрости засолки икры из нототении и почти у каждого моряка к приходу в порт была приготовлена 3-х литровая банка великолепной янтарной икры! После прихода в Таллинн, любителей попробовать икры из нототении было великое множество, но на всех любителей её не хватило.
Нет данных (id)
Статья размещена: 04.04.2025
Заметили ошибку? Добавить отзыв Войти в кабинет организации Смотреть статистику Дать рекламу