Стрела

01.05.2012 21:034782

RО–RО «ARROW»

После моего возвращения во флот прошло четыре месяца и у меня появились новые перспективы. Администрация таллинской крюинговой компании ESCO предложила мне поехать в Англию и поработать в должности суперинтенданта в английской судоходной компании SEATRUCK ENGLAND.

В компании было несколько судов типа Ro-Ro с русскими экипажами и у англичан возникало много вопросов с экипажами судов по вопросам эксплуатации, ремонта и снабжения. Судовладельцы предложили крюинговой компании в Таллине подобрать русского суперинтенданта со знанием английского языка.

Мне было интересно это предложение, так как жить и работать предлагали в Англии, да и зарплата была в пределах месячного заработка старшего механика.

Корабли занимались перевозкой контейнеров, легковых и грузовых автомобилей и стояли на линии Дублин - Ливерпуль/Ливерпуль-Дублин.

В течение месяца шли переговоры, но они закончились безрезультатно, так как судовладельцы решили воздержаться брать на работу суперинтенданта со знанием русского и английского языков, и продолжали работать в прежнем режиме.

КАРТА ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ИРЛАНДИИ

На одном из этих судов, «ARROW», переводится как «СТРЕЛА», заболел и уволился старший механик, и администрация ECKO, таллинской крюинговой компании, предложила мне поработать в этой должности некоторое время.

После работы на «SIEFKE» прошло почти два месяца, и я без особых колебаний принял это предложение - зарплата была достойной, рабочий режим меня устраивал (2 месяца в море, 2 месяца на берегу), да и морской район плавания меня тоже полностью устраивал.

Экипаж в машине и на палубе был полностью из таллинских моряков, что также было определённым плюсом в работе. Пришлось оформлять визу в Англию и Ирландию, и менять некоторые сопутствующие документы, проходить медкомиссию и т. д.

Странные сложились для меня обстоятельства: мне не хотелось работать так близко от европейских берегов, меня по-прежнему влекла к себе Латинская Америка с её образом жизни, вкусами, обычаями, музыкой. А тут снова Европа, снова бесконечные проверки портовых властей, борьба с загрязнениями и прочие скучные, но выматывающие нервы формальности.

Я знал, что такое английские дотошные и надменные чиновники, правда, не встречался никогда с ирландскими, но не думал, чтобы они были другими.

«СТРЕЛА» ИДЁТ НА ШВАРТОВКУ В ПОРТ ЛИВЕРПУЛЬ

Корабль Ro-Ro-cargo «ARROW» был построен на испанской судоверфи Astilltros De Huelva в 1998 году.
Gross Tonnage 7606 ton, Дедвейт 5758 тонн, Класс Регистра - Det Norske Veritas, длина 122 метра, ширина 20 метров, осадка 6,2 метра, скорость 17 узлов.

Главная силовая установка оснащёна двумя Главными двигателями типа Wartsila 9R32, мощностью - 9990 э. л. с.
Судовладельцы - Seatruck Ferries Warrenpoint, U. К, flag Malta, порт приписки корабля - La-Valetta.

ЗЕЛЁНЫЕ БЕРЕГА ИРЛАНДИИ

ДУБЛИН

В начале марта 2008 года я прилетел в Дублин, взял такси и поехал в местный порт, где производил разгрузку и последующую погрузку мой корабль. Порт, где находился «Arrow» был довольно далеко от аэропорта, и мне потребовалось не меньше часа, чтобы найти судно и попасть на его борт.

Поднялся в рулевую рубку, познакомился с капитаном, предъявил все свои морские и сопроводительные документы, а потом встретился со старшим механиком. Начались обычные, в таких случаях, процедуры по передаче-приёму дел - проверка документации, всевозможных журналов, замеры топлива и оформления актов по передаче дел. Спустились в машинное отделение, прошлись по вспомогательным помещениям, зашли в центральный пост управления.

Несмотря на то, что внешний вид судна не производил особого впечатления - состояние машинного отделения поразило своей ухоженностью, чистотой и удивительными, для таких размеров судна, удобными просторными помещениями.

Через пару часов начались подготовительные работы по подготовке к отходу из порта Дублин и следованием в порт Ливерпуль.

Погрузочные работы были следующими: через кормовую аппарель на палубу заезжали своим ходом грузовики с прицепленными контейнерами, становились на лифт, который опускал их в нижний отсек, где они выстраивались друг за другом, в несколько колонн. Когда заполнялся нижний трюм, закрывали его горловину площадкой того же грузового лифта, и начинали погрузку на среднюю палубу, а потом на главную носовую палубу.

Работа была довольно хлопотной, так как каждый грузовой автомобиль и прицепной контейнер необходимо было закрепить специальными цепями и упорами. Эту работу делали судовые матросы и боцман, под руководством старшего помощника капитана. Швартовые операции по выходу из порта были относительно несложные, но обязательно в присутствии лоцмана, так как судоходство в этом районе всегда очень напряжённое и нужно было быть очень осторожным, чтобы не столкнуться с другим судном.

Заход в порт был очень сложным - швартоваться к причалу можно было, только если судно идёт задним ходом, кормой. И капитаны судов проявляли здесь чудеса своего умения ориентироваться в таких сложных манёвренных операциях, потому, что идти ходом и швартоваться кормой, было очень трудно. Но они «набили себе глаз» и довольно быстро и уверенно ставили судно к причалу.

Но не стоит забывать, что и в машинном отделении тоже работали не «пионеры» и механики обеспечивали безотказную работу главных двигателей, рулевых машин и прочего оборудования, чтобы всё это происходило без аварий и проблем!

ИРЛАНДСКИЙ АВТОБУС

После выхода из порта Дублин вышел на палубу и был поражён красотой увиденных берегов зелёной страны Ирландии. Голубая гладь моря и ярко-зелёный берег!

Когда меня везли на такси в порт, я сразу же обратил внимание, что в городе преобладал зелёный цвет. В самом Дублине много зелёных деревьев, на телеграфных столбах и стенах старинных зданий вьётся зелёный плющ. В аэропорту зелёные самолёты национальных компаний, зелёные почтовые автомобили и машины для уборки мусора.
Зелёная школьная форма и дорожные рабочие в зелёных жилетах! Куча зелёных сувениров в киосках и бесконечные зелёные пастбища рядом с городом! Вокруг такая изумрудная зелёная прелесть!

Это были мои самые первые впечатления от города и страны Ирландии, а по мере того, как я узнавал город, самих ирландцев - эти прекрасные впечатления только усилились! Цвет-фаворит в Ирландии - это, конечно, зелёный. Он был введён в моду ещё Святым Патриком, покровителем Дублина, который при помощи клевера разъяснял язычникам основы веры и обращал их в христианство.

Мне предстояло сделать с прежним старшим механиком один круг: в Ливерпуль, а потом вернуться в Дублин, и только потом мы подпишем акты передачи дел. Штат машинной команды был небольшим: старший механик, второй механик, третий механик, электромеханик и два моториста.

Самое неприятное было в том, что двух мотористов забирали на крепление грузовых автомобилей при погрузках и выгрузках в порту. Это была инициатива капитана, одна из унаследованных привычек от прошлого - использовать специалистов не по назначению. И это было только на нашем судне, а на таких же других трёх кораблях компании мотористы работали в машине по своему назначению.

Передающий мне дела старшего механика специалист сообщил мне это требование капитана по использованию мотористов с явным огорчением. Мне показалось, что он проявил когда-то слабость, согласившись на это, а назад уже хода нет! Это плохо, так как мотористы уставали на этой нелёгкой работе, и им нужно было дать время на отдых, а некоторые работы, которые они должны были выполнять в машине, перекладывались на плечи механиков.
Зашли в Ливерпуль, выгрузили автомобили и прицепы с контейнерами. Нужно отметить особенность перевозки грузов, так как иногда на борт завозили прицеп с контейнером, а грузовик возвращался на берег.

Водители грузовиков, которые вместе с автомобилями оставались на борту судна, переходили в разряд пассажиров. Им выделялись отдельные каюты, и они питались в пассажирском салоне всё время перехода, который занимал 12-14 часов, в зависимости от погодных условий.

В порту прибытия автомобили с водителями выезжали своим ходом, а за прицепами с контейнерами на борт поднимались местные водители и увозили прицепы с борта судна.

В Ливерпуле или Белфасте привозили цистерну с мазутом, на 25 тонн и принимали такие порции топливо каждую неделю. Единственное неудобство с приёмкой топлива было в Белфасте, так как приходилось тащить с берега в приёмную станцию судна тяжёлый шланг.

Вернулись с автомобилями и прицепами в Дублин, где подписали со сдающим дела старшим механиком акты приёма-передачи дел.

Вот так началась моя трудовая деятельность на пароме «Arrow», на линии Дублин-Ливерпуль, с продолжительностью контракта два месяца. Расписание передвижения парома было составлено так, чтобы прибытие в порт судна происходило рано утром, от 5 до 6 часов утра, а в субботу или воскресенье был отстой судна, так как в эти дни англичане и ирландцы предпочитали не работать, а отдыхать!

СЕМЕЙНЫЙ ИРЛАНДСКИЙ ПАБ

Эта отдушина в работе парома использовалась механиками для производства своих неотложных работ, которых накапливалось немало, но график движения был настолько строгим, что опоздание на 30 минут считалось, чуть ли не катастрофой.

Мне это очень не нравилось - ведь гарантировать безотказную работу двигателей, механизмов и прочего оборудования никто не мог, а паром был довольно изношен за 10 лет интенсивной эксплуатации и ему предстоял капитальный ремонт в июле этого года. По моим подсчётам получалось, что ремонтные работы выпадают на время моего следующего контракта: июль-август 2008 года, так оно и случилось!

Два главных двигателя Wartsila, мощностью 9990 э. л. с. обеспечивали приличный ход судну, до 17 узлов, и за время их эксплуатации у меня не возникло особых претензий к их работе, кроме текущих поломок: смены распылителей форсунок, плунжерных пар топливных насосов высокого давления, смены топливных трубок и прочих мелких дефектов.

Масляные сепараторы работали постоянно, что позволяло поддерживать качество масла на должной высоте и топливные сепараторы обеспечивали качество мазута согласно требованиям завода-изготовителя двигателей.
Вспомогательные двигатели работали на дизельном топливе и не доставляли нам особых проблем. Два паровых котла работали очень капризно при запусках, были большие отложения сажи на водогрейных трубках котла, а чистить трубки во время коротких стоянок было физически невозможно, поэтому третий механик с нетерпением ждал ремонта и возможности провести эти работы.

Одной из возникших проблем на судне, оказались прогнившие забортные трубы от кингстонов - сильный износ, появление свищей и, как следствии, утечки забортной воды в машинные льяла.

Первое время на меня это наводило ужас, что при такой течи, когда за вахту набираются полные колодцы воды, а потом уровень воды поднимается до маховиков двигателей и всё это не вызывает особой тревоги у обслуживающего персонала. Мне передающий дела стармех объяснил, что он так работал почти целый месяц и откачивал воду за борт.
Я сначала не поверил своим ушам: «Откачивать за борт у берегов Ирландии и Англии?». Оказывается, что он заказал в береговой мастерской новую трубу диаметром 300 мм, длиной 2 метра и всё это время ждал, когда они её изготовят и привезут. Не дождался! Теперь это удовольствие досталось мне и действительно, мне пришлось ждать этой трубы около трёх недель и также качать воду за борт. Бог миловал, и мы не попались на штраф!

Трубу привезли и во время одного из отстоев мы заменили прогнившую трубу на новую. Время на пароме, несмотря на ежедневные заходы в один из портов, тянется очень медленно, но это потому, что не настраиваешь себя на более продолжительное время, например, на 4-5 месяцев, а считаешь все оставшиеся дни до списания и отлёта домой!

Ходить в Дублин или Ливерпуль каждый приход в порт было обременительно и не всегда на это было время, но каждая вылазка в город добавляла мне знаний и впечатлений о народах, живших на этих островах. Они были совершенно разные и по вкусам, и по нравам, и по характерам!

На мой взгляд, нам славянам, ближе ирландцы - они душевнее, более раскованны, искренни и многие другие качества этого народа соответствуют нашему темпераменту! Ирландцы обожают посещать пабы, которые не просто питейное заведение, а нечто вроде клуба, место для общения.

В центре города на квартал приходится три-четыре паба. У каждого паба своё лицо - это студенческие и молодёжные, фермерские и рабочие. Есть в Дублине и другие пабы, где собираются писатели, поэты, журналисты, актёры и даже полицейские! Здесь назначаются свидания и деловые встречи, проводятся всякие танцевальные вечера и вечера народных песен, всевозможные пресс-конференции.

Мне было странно сначала передвигаться по городу, так как здесь левостороннее движение, а для туристов - пешеходов в Дублине прямо на тротуаре крупно пишут, куда смотреть, переходя дорогу.

В пабах можно ошибиться туалетом, так слово мужчина начинается с латинской буквы «F», а женщина - с «M», а после пары пинт пива можно и ошибиться, а потом открыть не ту дверь, что со мной и случилось в первое посещение паба.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СИМВОЛ ИРЛАНДИИ

Не рассказать о типично ирландском напитке, о пиво «Гиннес» (Guinness) я не могу, поэтому пользуясь рассказами самих ирландцев и справками из других источников, как Интернет, даю следующие сведения.

Пиво «Гиннесс» - самое известное и потребляемое ирландское пиво, ставшее легендой Ирландии и символом дня Святого Патрика. Отличительной особенностью пива долгое время являлся жжёный аромат, который получался из-за использования жареного ячменя.

Пиво производится из ячменя (в Нигерии его заменяют на сорго), воды, хмеля и дрожжей. На протяжении многих лет отстоявшееся пиво смешивали со свежесваренным, что придавало резкий молочный привкус и характерную пену.
Позже компания Гиннесса отказалась от смешивания отстоявшегося и свежесваренного пива, и теперь для создания пены при разливе пиво обогащают азотом, кроме того, в качестве основы производства пива компании по лицензии сейчас зачастую служит концентрированный экстракт.

Исследователи из университета штата Висконсин в США провели в 2003 году исследование на собаках, из которого сделали вывод, что «Гиннесс» полезен для здоровья вследствие того, что антиоксиданты, содержащиеся в этом пиве, снижают риск образования тромбов в крови - главной причиной сердечных приступов.

Представители международной организации исследований в области пивоварения сочли, что одного эксперимента недостаточно для таких выводов.

МОЛЛИМАЛОУН

Посещение порта Дублин было регулярным, и только удалённость самого города от порта (5 километров) снижало наши выходы на городские улицы и походы в магазины, места развлечения и отдыха.

Один раз я рискнул пройтись в город пешком, но уже из города никакая сила не заставила бы меня идти своим «ходом» - только такси, или местным автобусом, который ходит в порт довольно редко.

В порту можно наблюдать настоящие приливы и отливы. Утром смотришь в иллюминатор и видишь воду, залив; приезжаешь после увольнения в порт - вода далеко ушла в океан, и судно опустилось ниже причала.

Дублин был основан как поселение викингов, и уже со средних веков его культурное и традиционное наследие стало привлекать внимание людей со всего мира. Столица Ирландии находится в устье реки Лиффи, впадающей в залив Дублин Ирландского моря. На южном берегу реки находятся красивые улицы и площади с наиболее известными строениями города.

Дублин очень спокойный город и это отражается на его облике, даже здания деловых контор и государственных учреждений поднимаются не выше двух-трёх этажей. Жилые дома в основном двухэтажные, а улицы города - это стройные ряды домов одинаковой высоты, однохарактерные фасады, газоны и цветы перед ними. Жители Дублина предпочитают иметь собственные небольшие домики с садиками.

На улице Дублина установлен памятник красивой молодой девушке, торговавшей на улицах города и умершей от лихорадки.

Когда ходишь по улицам города, то всегда ощущаешь дублинский воздух, в котором смешались запахи океана, картофельных пирогов и чего-то пряного и опьяняющего, типично ирландского свободолюбия и прямолинейности, граничащей с грубостью!

СОБОР СВЯТОГО ПАТРИКА

О Дублине можно рассказывать долго и много, но я назову только основные городские достопримечательности, которые мне удалось посетить и осмотреть: Собор Святого Патрика, пивоварня Гиннес, винокурня Корнер и городской район Temple Bar.

Самая большая церковь в Ирландии - это Кафедральный собор Святого Патрика. Ранее, на месте где сегодня находится Собор, Святой Патрик крестил новообращённых в христианскую веру.

При посещении Собора возникло какое-то чувство торжественности и печали, особенно когда переступил порог и оказался под его тяжёлыми каменными сводами.

Стрельчатые своды Собора стали свидетелями многих событий. Англичанин Оливер Кромвель в период своего пребывания в Дублине в нефе храма устроил конюшню и здесь же находится могила с эпитафией писателя-сатирика Джонатана Свифта, который будучи деканом Собора, написал здесь свою знаменитую книгу «Путешествие Гулливера».

Собор долгое время служил часовней, где посвящали в рыцари Ордена Святого Патрика.
Но с меня довольно было торжественности и печали, и я зашёл в одну из самых шумных зон в ирландской столице - Темпл Бар.

Здесь сосредоточено сумасшедшее количество ресторанов и пабов. Вот тут-то нечего и думать о том, чтобы пересечь Дублин и не «наткнуться на кабак»: повсюду пахнет пивом и свежими яблоками от сидра, который тоже весьма популярен у ирландцев.

МОСТО-КОННЕЛА

Центральная улица Дублин - О'Коннел-стрит названа в честь первого лорд-мэра Дублина, лидера движения за гражданские права ирландцев. В начале улицы возвышается монумент в его честь.

Примечателен памятник ирландским патриотам, павшим в боях за свободу и независимость своей родины.

Над памятником взметнулись лебеди, как олицетворение свободы. В городе сооружены статуи святых с прижатыми к груди крестами, благословляющих прохожих.

Удивительно, но хочется отметить, что ширина этого прекрасного моста превышает его длину, и я в этом убедился, когда промерил расстояние шагами. Вся О-Коннел-стрит и отходящие от неё переулки – это непрерывный ряд магазинов и увеселительных заведений. Здесь также расположен и самый крупный дублинский рынок с грудами овощей и фруктов.
Этот оживлённый район шумит до самой глубокой ночи. Я часами бродил по этой центральной улице, а потом посещал Антикварный квартал, который являлся идеальным местом для покупки вещей и сувениров.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ИРЛАНСКОЕ БЛЮДО

В принципе, я понимал, что пиво Гиннес, которое являлось символом Ирландии, был для них напитком номер один.
Нам даже советовали местные ирландцы, что в местном пабе, в разговоре с барменом нужно лестно отозваться о Гиннесе, а для пущей убедительности держать в руке пинту свежего, с густой пенкой пива.

Но мне было предпочтительней пить светлое пиво, так как Гиннес был для меня тяжеловат и горьковат. Вот тут я и увидел, каким презрительным взглядом удостоил такой малоубедительный заказ бармен! Но, как говорится, у каждого свои привычки!

И заканчивая свой обзор по интересным местам Дублина, хочу немного рассказать о кулинарных пристрастиях ирландцев.

Ирландская кухня очень скромная и классический ирландский ужин состоит из куска свинины или говядины, пюре, запечённой картошки, варёного горошка, капусты и моркови. Всё это заливается очень вкусным густым соусом.

В силу того, что местная кухня очень однообразная, ирландцы предпочитают кушать в китайских, индийских, французских и итальянских ресторанах. Как ни странно для островного государства, в Ирландии очень скудный выбор рыбы и сами ирландцы удивляются, что рыба у них не особо популярна. Может, наелись за века…
Ирландцы едят много картофеля, и готовят из него всевозможные блюда. Картофель отварной, в мундире с простоквашей или сельдью – национальное блюдо! Мне не пришлось привередничать и заказывать какие-то неизвестные мне названия блюд из принесённого меню в одном из местных пабов.

Я заказал национальное ирландское второе с говядиной и пару кружек светлого чешского пива Pilsner, и как бы там ни изощрялись ирландцы со своим Гиннесом, мне как-то был ближе этот светлый пенящийся напиток, изготовленный по славянскому рецепту.

В СУХОМ ДОКЕ

ЛИВЕРПУЛЬ

Теперь пришла очередь рассказать о втором английском городе, который мы так же регулярно посещали, как и Дублин.
Это город - порт на северо-западном побережье Англии, удобно расположившемся к северу от устья реки Мерси.

Мы так часто посещали этот порт, что потерялась острота восприятия того, что это город с мировой славой и большой известностью. Он имеет мировую славу благодаря двум важным достопримечательностям: первая из них - это легендарный ливерпульский ансамбль «The Beatles», который родился именно здесь, к тому же Ливерпуль славен как спортивный город. Футбол и крупные национальные скачки организуются в городе на самом высоком уровне.

Отработал первые два месяца (март-апрель-май) на «Стреле» и всё как-то не находилось времени основательно выйти в город и осмотреть его достопримечательности. Но вот начался мой второй контракт в июле 2008 года и после 10 дней работы судно поставили в ливерпульский сухой док для производства корпусных, покрасочных работ и очередного осмотра валолинии с выемкой гребного вала и демонтажём лопастей ВРШ.

Док находился не в самом Ливерпуле, а на другой стороне реки Мерси, где находилось ещё несколько доков для кораблей разных размеров. Мы долго маневрировали перед заходом в док, пока там вели подготовительные водолазные работы, устанавливали специальные доковые конструкции и только после этих работ пошли в док, имея на борту докмейстера.

Главный двигатель работал на мазуте, но перед заходом в док мы перевели топливную систему двигателя на дизельное топливо, чтобы в топливных трубопроводах остался не мазут (который может застыть), а дизельное топливо.

Я уже рассказывал, что трубы забортной воды и донно-забортная арматура судна была очень изношена, а многие клинкеты и клапана не держали забортную воду. Это было большой проблемой, так как невозможно было отсечь от магистрали забортной воды многие объекты, например водяные холодильники, которые нуждались в чистке. Водяные холодильники были пластинчатые - это были холодильники современного типа, но они имели большие габариты (600 мм х 1500 мм) и много пластин - 195 шт, что занимало у нас много времени по их разборке, чистке пластин от отложений с 2-х сторон и сборке.

При эксплуатации, а потом при разборке разрывались резиновые уплотнительные прокладки. Их нужно было менять, а потом аккуратно сажать на специальный клей. Работа объёмная, утомительная, требующая особой аккуратности, терпения и сноровки.

Запорные клапана были системы «Баттерфляй» и естественно, от долгого употребления стали плохо работать и не держать воду - было запланировано заменить их в доке. Запорной арматуры на замену было в количестве больше 20 штук, разных диаметров, максимум до 350 мм.

Все 10 дней, которые мы отработали на линии Ливерпуль - Дублин - Ливерпуль с нами на борту находились английские инженеры, которые составляли доковую ведомость. Но они работали так, как мы не привыкли работать, т. е. я описывал подробно каждый пункт, давал характеристику, место расположения, материалы, количество и прочие, прочие сопутствующие объяснения, а они всё это добросовестно у меня списывали и потом в офисе выдавали за свою работу.

Меня это не особенно расстраивало, так как моей задачей было «пробить» в ремонт больше пунктов, а то, что их необходимо было выполнять, мне нужно было достаточно грамотно аргументировать предлагаемые пункты для ремонта. Я, как говорится, на ремонтах «собаку съел», и у меня не было трудностей с составлением ремонтной ведомости и объяснениями по всем пунктам.

Ведущий суперинтендант, который вёл наше судно, раньше работал третьим механиком на каком-то заштатном английском буксире, но гонору у него было на трёх старших механиков. Наш капитан, совсем некстати, в разговоре с ним рассказал, что меня хотели направить сюда, работать суперинтендантом. Этим он прилично испортил мне отношения с англичанином, который и раньше не часто спускался в машинное отделение, а после этой информации я его в машинном отделении больше не видел ни разу и все вопросы ремонта он оговаривал с капитаном.

Для демонтажа и ремонта донно-забортной арматуры англичане прислали на борт десяток поляков, которые работали в Англии вахтовым методом: две недели через две недели. Вот недаром говорят, что плохое и хорошее познаётся в сравнении. У меня раньше было твёрдое убеждение, что в Англии будет английский порядок и квалифицированный ремонт. Во всяком случае, эти убеждения у меня сложились ещё во Франции и Канаде, где мне приходилось неоднократно бывать на гарантийных ремонтах.

Но или времена изменились, или изменилась сам подход к ремонту в Англии - не знаю! Более неорганизованного, более сумбурного и неквалифицированного ремонта мне давно не приходилось видеть! И дело не только в поляках, которые работали плохо, медленно и халтурно, а и в английских рабочих-ремонтниках.

ЗНАМЕНИТЫЙ ROYAL LIVER BUILDING

Сколько раз мне и моим механикам пришлось уличать их в недобросовестном отношении к делу, заставлять переделывать многие работы - не счесть! Я вспоминаю наших ремонтников в Таллине, Риге, Клайпеде, Калининграде - они на несколько порядков были выше англичан в своей квалификации, умении работать и по многим другим качествам были много лучше и грамотнее этих «инженеров» туманного Альбиона! За представителями английской верфи нужен был «глаз да глаз!».

Первая неделя стоянки в ливерпульском доке показала мне, что нет должной организации, нет тщательного и требовательного отношения к работам ни со стороны рабочих, ни со стороны инженерного и наблюдающего персонала.
Это было только начало, а последующие действия доковых ремонтников были настолько беспомощны и непрофессиональны, что мне порой было удивительно всё это наблюдать.

Судно было оборудовано силовой установкой, состоящей из двух главных двигателей и двумя гребными валами с ВРШ (винтами регулируемого шага). Для предъявления на класс Регистра необходимо было разъединить валы и вытащить их наружу в док. Предварительно сняли лопасти ВРШ и уложили их на палубу дока.

Один вал вытащили нормально, а когда начали вытаскивать второй вал, то его заклинило, и его с трудом вытащили, но повредили поверхность вала. Вал отправили в Голландию, так как в Англии таких ремонтных работ с валами не производили, или не было времени ждать, так как такие работы выполняют опытные специалисты: вал нужно было проточить, наплавить и снова проточить под размер. Вот и пришлось ждать три недели, пока были выполнены эти работы и вал вернули в Ливерпуль, но мы не очень горевали по этому поводу.

Все главные работы в машине были выполнены частично силами доковых рабочих, а часть работ выполнял личный состав машинной команды. Были вскрыты циркуляционные масляные цистерны Главных двигателей и произведена откачка масла с последующей зачисткой под ветошь - работа объёмная и трудная.

На Главном двигателе заменили плунжерные пары на 80 процентах топливных насосов, перебрали форсунки с заменой распылителей, демонтировали и почистили масляные холодильники двигателей, водяной пластинчатый холодильник.
Произвели переборку и профилактический ремонт масляных и топливных сепараторов, двух воздушных компрессоров и их систем. Перебрали топливную систему паровых котлов с профремонтом насосов и форсунок котла и другие всевозможные мелкие работы по другим механизмам и оборудованию судна.

Всю ремонтную ведомость я здесь приводить не буду, но экипаж машинной команды без работы не сидел и, пользуясь возможностью с задержкой ремонта гребного вала, выполнил планируемые и непланируемые работы по ремонту.
Доковые ремонтники (поляки) перебрали и заменили донно-забортную арматуру, а англичане чистили котлы и занимались гребным валом, электрооборудованием.

Не буду утомлять читателей подробностями ремонта, так как в свободное время, особенно по субботам и воскресеньям, мы наслаждались временем, проведённым в Ливерпуле. Наш док находился по другую сторону реки Мерси и мы добирались в центр города местной электричкой, которая провозила нас через тоннель под рекой на другой берег, прямо в центр города. Выходили на поверхность из станции метро и перед глазами красовался прекрасный ливерпульский ROYAL LIVER BUILDING.

БЫВШИЕ СУХИЕ ДОКИ

Город Ливерпуль назван в честь загадочной птицы Ливер, которую никто никогда не видел. Сначала художники изображали на городском гербе орла, а затем, со временем, орёл стал больше напоминать чайку и его прозвали попросту болотной птичкой, так как вторая часть названия «pool» означает болотистую местность.

Ливерпуль расположен в устье реки Мерси в трёх милях от Ирландского моря. Такое выгодное расположение дало возможность ливерпульскому порту занять после лондонского порта второе место на британских островах.

Из Ливерпуля отправлялись корабли в Америку с переселенцами в Новый Свет, а до конца 18 века город был крупнейшим центром работорговли. Позже через этот порт стали ввозить сахар из бассейна Карибского моря, а с началом промышленной революции - хлопок из США и шерсть из Австралии.

Во времена правления королевы Елизаветы, принц Альберт построил в Ливерпуле первые в мире сухие доки. Но со временем доки перенесли в другое место, а назначение прежних доков несколько изменилось. Здания были отреставрированы и превращены в магазины, рестораны, офисы и музеи.

Мы сначала бродили по центральным улицам города, но потом случайно забрели в район бывших сухих доков принца Альбера и были покорены царящей здесь общей атмосферой гостеприимства и домашнего уюта, наличием прекрасных барчиков, таверн и прочих уютных мест, где можно было посидеть, выпить прекрасного пива и хорошо перекусить.
Находиться здесь можно было часами, и никогда не бывало скучно и неинтересно.

ГРУППА «БИТЛЗ»

Но Ливерпуль это не только здания и увеселительные заведения, ведь это же родина музыкальной группы «Битлз». Здесь, в одном из тёмно-красных домов доков Альбера открыли музей этой легендарной группы.
Народ всегда толпился у входа в музей, и нам пришлось отстоять в очереди немало времени, чтобы попасть в этот храм памяти знаменитым музыкантам.

Каждая комната повествует об одном из этапов их творчества, воссоздали витрину магазина с первой гитарой Джона Леннона, старую сцену клуба Каверн, крохотную студию звукозаписи, разместили в одной из витрин концертные костюмы ливерпульской четвёрки и создали атмосферу тех времён. У каждого участника группы есть своя комната. Повсюду звучит музыка «Битлз», в одном из залов беспрерывно крутится часть интервью Леннона, где он утверждает, что их группа теперь популярней, чем Иисус Христос! А заканчивается экспозиция белой комнатой с белым роялем и очками Джона Леннона под пуленепробиваемым стеклом.

Вот прошёл с тех пор не один десяток лет, а незабываемые песни и музыка «Битлз» всё ещё звучит в сердцах и душах слушателей по всему миру!

Мы купили у самого выхода из музея по сувениру с группой «Битлз», и красочные открытки, которые я храню, показываю своим родным и друзьям, рассказываю о том, где я их купил, и, что я видел в этом музее.

Но мы не ограничились только посещением этого музея, так как в этом месте было сосредоточено много интересных мест и одно из них Морской музей Мерсисайд. Мы посетили этот музей, где так интересно рассказывается и показывается обо всём, что связано с судоходством и портовой жизнью, а также об истории самых больших портов мира и о том, как они много значили для живших тогда людей. Вход в музей свободный.

Ливерпуль не только город славный своими музеями и музыкантами. Мы хорошо знали, что в этом городе существует великолепный и знаменитый на весь мир футбольный клуб «Ливерпуль», который завоевал много футбольных мировых трофеев и воспитал десятки футболистов с мировым именем. Попасть на футбольный матч нам так и не посчастливилось, но по телевизору постоянно смотрели все матчи с участием «Ливерпуля».

ЛИВЕРПУЛЬСКИЙ АНГЛИКАНСКИЙ СОБОР

Каждый выезд в город у нас выпадал на выходные дни, когда текущие работы на доке прекращались, и наступала необычная тишина, от которой «звенело» в ушах.

Кто бывал в ремонте на судах стоящих в доке, тот знает, какой адский шум стоит вокруг судна и внутри помещений.

Машинками, струёй песка и добавочными скребками очищают обрастания и ржавчину на корпусе судна, затем его покрывают антиобрастающей краской-грунтом, а потом в 3-4 слоя покрывают специальной краской, к которой не прилипают морские ракушки и другие морские моллюски.

Красят большими пульверизаторами при помощи воздуха, и шум стоит вокруг судна, а краска летит в разные стороны, если поднимается даже лёгкий ветерок.

Работы прекращают, только если начинается дождь или сильный ветер.

Якорные цепи майнают на палубу, очищают от ржавчины, а потом также красят чернью, одновременно производят маркировку (разметку) цепей белой краской по длине. После этого цепи, при помощи брашпиля, возвращают в цепные якорные ящики, где они будут дожидаться, когда их смайнают за борт при постановке судна на якорь.

Очередная поездка в Ливерпуль была связана с посещение магазинов, покупкой разных сувениров и последними осмотрами города, так как скоро предстоял выход из дока и у нас уже не будет столько свободного времени, чтобы посвящать его изучению этого такого прекрасного и интересного места, населённого англичанами.

В южной части города находится красивейший англиканский собор, который является самым большим англиканским собором в мире, а его колокольня достигает 100 метров!

В собор мы не пошли, но он был так красив в лучах заходящего солнца, что мы не могли оторвать глаз от этой завораживающей картины! Хотя, если честно, мне больше по душе маковки наших соборов и церквей, они мне роднее и ближе.

Ещё раз полюбовались зданием Роял-Лайвер-Билдинг и часами на его башне, которые являются самыми большими в Англии, больше чем циферблат Биг-Бена в Лондоне.

А вот насчёт птиц, которые сидят на башнях этого здания, то существует легенда, согласно которой, если птицы улетят, тогда река Мерси выйдет из берегов, затопит город и Ливерпуль исчезнет. Мы надеялись, что на нашей памяти этого не произойдёт и стали готовиться к выходу из дока.

Наконец из Голландии прибыл отремонтированный гребной вал, который потом довольно долго устанавливали на место, потом монтировали лопасти ВРШ, но и эта объёмная работа была закончена. Первый вал и лопасти ВРШ были уже давно смонтированы. Для этого понадобилось проверить на водотечность донно-забортную арматуру, но пока судно не припустили до воды, мы готовили другие механизмы и системы.

Суперинтендант появился в машинном отделении за час до спуска из дока и наконец-то поинтересовался у меня относительно проблем и замечаний к доковым рабочим и инженерам. Странно, но высказывать свои замечания за час до выхода из дока мне показалось довольно странным, и я ответил, что мы пока не спустились до воды и не проверили донно-забортную арматуру на водотечность - проблем не имелось!

Запустили аварийный дизельный генератор и отсоединили электрические кабели питания электроэнергией с берега. Когда судно погрузилось в воду, то мы стали проверять всю забортную систему и донно-забортную арматуру на водотечность. Когда в машине ничего не работает, то обнаружить утечки воды очень легко - звуки падающей воды и шипение воздуха в тишине очень хорошо слышны. Нашли несколько утечек, обжали гайки на клапанах, клинкетах и фланцах - тишина!

Теперь пришла очередь запускать вспомогательные двигатели и запитывать от них главный распределительный щит. Двигатели запустились, дали питание на ГРЩ и лампы освещения ярко засветились от своей электростанции, а через некоторое время остановился аварийный дизельный генератор.

Теперь нужно было сделать самое основное - запустить Главные двигатели. Меня всё время сверлила мысль, что топливная система двигателей находилась два месяца в нерабочем состоянии и в топливных трубках могли остаться непромытые дизтопливом остатки мазута, которые могли застыть и не дать возможности нормальному протоку дизельного топлива. Я остался в ЦПУ, а к первому двигателю отправил второго механика, третьего механика и мотористов, чтобы они наблюдали за топливной аппаратурой.

Нажал кнопку пуска и первый двигатель отчаянно зачихал, но потом вдруг спохватился и радостно застучал всеми своими движущими частями. Когда попытались запустить второй двигатель, то он «нахально» не хотел запускаться и только чихал и дымил, как угольный паровоз.

Второй механик растерянно бегал вокруг него, но результатов никаких. Я вызвал его в ЦПУ и приказал ему открыть клапана продувки цилиндров и с открытыми клапанами запускать двигатель. Он быстро рванул вниз, клапана открыли и я нажал кнопку запуска. Двигатель громко зачихал, застрелял, заполнил всё машинное отделение чёрным дымом, но заработал, с оглушительны грохотом, который прекратился, когда все продувочные клапана были закрыты. Победа, но сколько нервов!

Дали прогреться двигателям, запитали рулевые машины, все насосы и дополнительное оборудование, а потом я доложил капитану на мостик, что машина готова и можно выходить из дока! Дали ход, всё задрожало с привычной рабочей вибрацией и знакомым шумом. Судно тихо и медленно стало выходить в доковые ворота на свободную акваторию залива.

Закончился доковый ремонт, закончилась Ливерпульская эпопея и снова начались рабочие будни парома на линии Ливерпуль - Дублин. Я ещё отработал десять рабочих дней на пароме, настраивая механизмы после такого большого ремонта и подбирая «хвосты», которые всегда остаются на судне после таких продолжительных и больших ремонтов.

На судне стали распространяться слухи, что англичане собираются на двух кораблях из четырёх произвести замену русских экипажей на английские. Не удивительно - начался европейский кризис, и отпала необходимость в дешёвой русской рабочей силе, нужно было давать работу своим специалистам.

Я списался и передал дела русскому старшему механику и улетел из Дублина в Таллин. Прощай незабываемый Дублин и не менее памятный Ливерпуль! Свидимся ли?

Анатолий Акулов

Анатолий Акулов

Комментарии

Добавить комментарий

138991 107576 28927