Прогулки по Парижу

19.07.2011 12:204913

Париж, Париж!

Пишу заметки о посещении мною тех достопримечательных мест в Париже, о которых столько написано в разных источниках и разными людьми, посещавшими этот город и, надеюсь, что мои воспоминания смогут просто освежить в Вашей памяти события прошедших лет, связанные с теми местами, которые мне, в молодые годы, посчастливилось посетить и увидеть.

Ведь недаром говорят, что достаточно увидеть Париж и можно умереть…

Но я придерживаюсь мнения, что увиденное и прочувствованное в Париже - это праздник, который всегда со мной!

Для полноты и содержательности своих заметок использованы сведения, частично почерпнутые из Интернета, и мне подумалось, что для лучшего понимания мной увиденного, эти сведения только расширят освещение тех событий и исторических мест французской столицы, которые показались мне достаточно интересными.

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА

Почти все экскурсии по Парижу начинаются с обозрения Триумфальной арки.

Для нас, моряков с транспорта «Ботнический залив», тоже не было сделано исключения и наш большой автобус, который привёз нас из Гавра, остановился на ближайшей улице, рядом с Триумфальной аркой.

Небольшой экскурс об истории Триумфальной арки. Стоящая на естественном возвышении площади Звезды, величественная и мощная,
Триумфальная арка царит над окружающим городом! Была сооружена в 1806-1836 годах. На стенках арки выгравированы названия 128 сражений, выигранных республиканской и императорской армией, а также имена 658 французских военачальников.

Архитектурное сооружение окружают сто гранитных тумб, которые соединены между собой железными цепями (в честь ста дней правления Наполеона). В 1921 году под сводами арки были похоронены останки неизвестного солдата. Надпись на могиле гласит: «Здесь покоится французский солдат, отдавший жизнь за Родину в 1914-1919». Над могилой Неизвестного солдата горит вечный огонь в честь героев-воинов, погибших в 1-й мировой войне.

Со времён короля Людовика 14-го прямая дорога соединяла две королевские резиденции: Парижский дворец Лувр и Версальский дворец. Название этой дороги – «Триумфальный путь» не устарело и сегодня. Площадь возле арки называется Площадью Звезды, и от неё отходят лучами красивые широкие авеню, названные именами Знаменитых великих французских военачальников.

Фасады Триумфальной арки обращены в сторону Елисейских полей, спускающихся к площади Согласия, к Тюильрийскому саду и Лувру.

Мы бродили вокруг этой арки, с изумлением читая выгравированные названия русских городов и рек: Смоленск, Москва, Бородино, Березина и прочие русские названия. Мы не испытывали никакого восторга, даже напротив, было чувство какого-то смущения. Мы всегда знали, что победителем в этой войне была Россия, а вот под этой аркой мы не испытывали чувства победителей…

Сфотографировались на долгую и вечную память: «Мы у Триумфальной арки» или например - «Я и Триумфальная арка!». Хорошо сделали - я сейчас с ностальгией по прошедшим временам рассматриваю эти снимки. Хорошие были времена!

ЕЛИСЕЙСКИЕ ПОЛЯ

Выйдя из под сводов Триумфальной арки, получив информацию о французских победах, мы решили пройти к площади Согласия пешком, по Елисейским полям.

Название происходит из греческой мифологии. Елисейские поля - прекрасные поля блаженных в загробном мире на берегах реки Океан, куда по окончании бренной жизни попадают любимые богами герои. На «островах блаженных» царствует вечная весна, здесь нет ни болезней, ни страданий. Это название одного из самых красивых и известных проспектов Парижа. Длина проспекта 7 километров, ширина 70 метров.

Промежуток от Триумфальной арки до площади Согласия - это сплошной ряд красивых и недешёвых магазинов и ресторанов.

Посетили несколько магазинов, и хотелось бы отметить, как всё-таки умеют французы подать «товар лицом»!
Витрины роскошные, оформлены с тонким вкусом, ненавязчиво, но очень и очень привлекательно. Трудно просто пройти мимо и не зайти, а там устоять и не купить что-нибудь - это нужно быть советским моряком, т.е. моряком без своего "атаманского запаса", а проще, все советские моряки были всегда безденежны, но очень патриотичны.
И никакие французские магазины не могли поколебать их стойкости и патриотизма!

Вот так мы с лёгкостью, не обременённые покупками, бодро прошагали по Елисейским полям, и вышли на знаменитую площадь Согласия, которая раньше у парижан называлась Революционной. Этим они пытались реабилитировать её в глазах французов, а площадь Согласия имеет очень трагическую историю.

На углу Елисейских полей и проспекта Мариньи установлен памятник Жану Мулену - герою Сопротивления, захваченному гитлеровцами и умершему под пытками.

Одной из главных достопримечательностей Елисейских полей является парижская резиденция главы Французской республики, Елисейский дворец. Все президенты, начиная с Третьей республики жили и работали в этом дворце.

СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ

Наш автобус подъезжает к одному из самых популярнейших мест в Париже - Собору Парижской Богоматери (Notr Dam de Paris).

Площадь возле Собора заполнена людьми самых различных национальностей (слышим разговоры на разных языках мира). Символ Парижа и Франции, настоящее готическое чудо, концентрированная история Франции, Соборов.

Он расположен на острове Ситэ, находящегося посредине реки Сены. Это древнейшая часть города. Во Франции есть и более обширные Соборы, но по своим пропорциям, законченности, оригинальности Парижский Собор - замечательнейший образец готической архитектуры, строительство Собора длилось 170 лет.

Осмотреть, как следует, весь собор снаружи и изнутри понадобится две недели. Это действительно великое сооружение.

Хотя и то, что увидишь за час-другой, врежется в память на всю оставшуюся жизнь. Очень впечатляет внешний вид собора, мы внимательно осматриваем его со всех сторон. Главный фасад имеет три двери, украшенные коваными рельефами. Верхняя часть собора украшена мордами фантастических существ и химерами, статуями фантастических чудовищ.

Мы купили себе на память уменьшенные копии этих чудовищ в сувенирной лавке при Соборе. Над центральным входом помещено изображение Страшного суда.

Крыша собора выполнена из свинцовых плит, уложенных внахлёст и её вес 210 тонн! Проталкиваемся к входу в Собор, заходим внутрь. Как и в других готических храмах здесь нет настенной живописи, в отличие от наших православных храмов.

НОТР ДАМ ДЕ ПАРИ

Единственным источником света являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.
Собор, с его великолепным внутренним убранством, в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон.

Здесь установлен один из самых больших и знаменитых органов в Европе. В Соборе хранится одна из великих христианских реликвий - Терновый венец Иисуса Христа.

Очень впечатляет внешний вид собора, мы внимательно осматриваем его со всех сторон. Главный фасад имеет три двери, украшенные коваными рельефами. Над стрельчатыми порталами входов - скульптурное панно с различными эпизодами из Евангелия. С Евангелием мы мало знакомы, поэтому осматриваем то, что нам более, понятно и более впечатляет

Можно много и долго рассказывать о Соборе, но я повторюсь и отмечу, что для полного осмотра Собора необходимо не менее двух недель!

Чтобы оставить память о посещении Собора, я купил две свечи и поставил их перед образами за упокой моих родителей… Вечная им память…

ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ

Раньше, когда я думал, что если когда-нибудь попаду в Париж, то обязательно постараюсь попасть на Эйфелеву башню и поднимусь на самый верх, на смотровую площадку.

И вот, не прошло и 20 лет, а я в Париже и мы едем в направлении моей мечты - Эйфелевой башни.

Башня воздвигнута на Марсовом поле, инженером Эйфелем, в 1889 году, к Всемирной выставке, в память о 100-летней годовщине Революции. Первоначально башня была раскритикована художественной и литературной элитой её практически готовы были снести.

Её реабилитировали после того, как выяснилось, что она может быть идеальной платформой для антенн, необходимых для развития науки и техники.

Башня стала символом Франции и много лет является самой посещаемой достопримечательностью Парижа.

Для подъёма на саму башню есть лифты, но можно воспользоваться и обычными лестницами, которые ведут на первую и вторую платформы.

На лифты всегда большие очереди, но мы выстояли около часа и наконец, поднялись на верхнюю смотровую площадку - 274 метра, а высота башни составляет 324 метра, и вес всей конструкции составляет 10100 тонн.

ВЕРСАЛЬСКИЙ ДВОРЕЦ

Нельзя было не посетить Версальский дворец, о котором мы тоже много слышали, но, к сожалению, никогда не видели, и с большим воодушевлением приняли предложение проехать в пригород Парижа.

Версаль - бывшая резиденция французских королей, сооружался под руководством короля Людовика 15, стал своеобразным памятником эпохи «короля-солнце».

По легенде, когда Людовику ХIV исполнилось пять лет он, прогуливаясь по живописному саду Тюильри, взглянул в лужу. В ней отражалось солнце. Я - солнце! Я - солнце! - закричал радостно мальчик. С тех пор его так и называли - «Король-солнце».

Отрезок длиной в полжизни (50 лет) понадобилось королю для воплощения этого масштабного замысла, а с 1801 года дворец получил статус музея и стал открыт для всех.

Мы зашли в огромный парк, один из самых крупных и значимых парков в Европе.

Ранее Версальский парк был местом загородной охоты короля. Невысокие холмы, мелкие ручьи, заболоченные луга и только гений мог сотворить чудо, изменив местность до неузнаваемости.

Сады в Версальском парке самые обворожительные на планете. Деревья формировались в виде шаров, конусов, пирамид или квадратов, придавая им безукоризненные геометрические формы.

ДОМ ИНВАЛИДОВ

Следующим историческим местом, которое мы решили посетить, был Дом инвалидов, который считается Пантеоном военной славы Франции.

В 1670 году король Франции Людовик 14 принял решение построить богадельню для увечных и состарившихся солдат. Строительство церкви и домов длится почти 30 лет и закончится в 1706 году.

В 1710 году в Доме инвалидов жили 1500 жильцов - пенсионеров, то в дальнейшем число их увеличилось до 4000 ветеранов, объединённых в роты под командованием офицеров. Ветераны работали в сапожных и гобеленовых мастерских.

Церковь была возведена в ранг собора и стала местом вручения ордена Почётного легиона. Постепенно Дом инвалидов приобретает значение как музей артиллерии и музей истории армии, которые объединили в Музей армии.

Мы решили пройти к Дому инвалидов от набережной Сены, прошли по мосту Александра 3-го и вышли на огромную площадь, с большими газонами и рядами деревьев. Отсюда нам открывался великолепный фасад Дома инвалидов, величественный и строгий.

Перед ним ряд старинных французских и трофейных пушек из коллекции Музея Армии. Портал здания украшает барельеф с Людовиком 14 на коне. Центральный двор из пяти дворов, а напротив главного входа - Собор Святого Сердца.

Вся эта красота производит неизгладимое впечатление, и мы фотографируемся на фоне фасада Дома инвалидов в позе Наполеона, заложив правую руку за отворот плаща.

Заходим внутрь Дома инвалидов, где буквально подавляет пышность погребальных мест знаменитых военных разных эпох. Посередине зала находится 35-тонный вишнёвый саркофаг с прахом Наполеона. Этот саркофаг подарок Франции от императора России Николая 1-го.
Саркофаг находится на высоком пьедестале из тёмно-зелёного гранита. Прах Наполеона 1-го лежит в шести, помещённых друг в друга гробах. Первый - из жести, второй - из красного дерева. Третий и четвёртый - из свинца, пятый - из дуба, шестой - из эбенового дерева. Нам рассказали, что иногда, в очень редких случаях, поднимают крышку саркофага, и тогда через стекло можно увидеть потемневшее лицо Бонапарта. Трудно в это поверить, но нам так рассказывали французы.

Всё настолько интересно и величественно, что просто теряешься среди этого великолепия и в то же время торжественности. Рядом с Наполеоном могила его сыны, который прожил 21 год, и, как говорят французы, сказал: «Рождение и смерть - вот вся моя история». Печальная история!

Здесь также похоронены Жозеф и Жером Бонапарты, Наполеон 2-й Бонапарт, автор Марсельезы - Руже де Лилль, маршал Франции - Фердинанд Фош, сердце маршала Вобана…

Уходим из залов Дома инвалидов, потрясённые тем вниманием и любовью, которую питают французы к своим великим военачальникам, а особенно, к Наполеону Бонапарту.

СОБОР СВЯТОГО СЕРДЦА

Не посетить католический храм, Базилику Сердца Христова, построенный в византийском стиле, (контраст с готическим Нотр-Дамом), было просто невозможно, так как тогда не сложилось бы истинного понимания всей красоты потрясающих архитектурных ансамблей города мечты.

Храм расположен в самой высокой точке Парижа (130м), и был построен между 1876 и 1910 г.г. в память о жертвах франко-прусской войны, и последующего восстания Парижской коммуны в 1870-1871 годах, и средства на строительство собирались по общественной подписке.

Он должен был стать памятником о горе, которое претерпела Франция, и жертвах этих страшных лет. В грунт холма были положены ящичек с французскими медалями, бронзовый медальон: Христу от Франции и протокол церемонии основания базилики.

Перед собором высятся две пятиметровых конных статуи - Святой Людовик и Жанна Д. Арк. Мы бродили по эспланаде собора, смотрели через, установленные здесь, подзорные трубы, с высоты более 100 метров, и перед нами открывался весь Париж.

Вот и вся предыстория постройки этого великолепного и величественного храма, который мы посетили и у нас остались такие прекрасные воспоминания о красоте храма, что словами передать невозможно, всё это нужно увидеть, прочувствовать, понять!

УЛОЧКИ МОНМАРТРА

Монмартр.

Монмартр считается одним из самых живописных уголков Парижа. Название Монмартр неясно - одни производят его от горы Марса, храм которого был тут воздвигнут римлянами, другие от горы Меркурия, третьи от горы мучеников.

Он возник на известняковом холме, на высоте 130 м, где по преданию во времена преследования христиан при императоре Домициане был обезглавлен Святой Дионисий, первый епископ Парижа. И тогда произошло чудо: Дионисий встал, поднял собственную голову, обмыл ее в ближайшем колодце, и только пройдя несколько километров, упал замертво.

Монмартр - очень древняя деревня, повидавшая в своё более чем полуторатысячелетнее существование и мирную идиллическую жизнь, и чудовищные битвы, и блеск королевского двора, и аскетическое подвижничество монахов, и весёлые раблезианские непристойности вдруг взлетевшие, как цветные фейерверки, в самые неожиданные моменты истории…

Монмартр неразрывно связан с искусством. В конце 19 века эта часть города стала настоящей Меккой для художников, писателей, поэтов и их поклонников. Здесь жили Золя, Берлиоз, Ренуар, Сера, Дега, Ван Гог, Пикассо. И они прославили Монмартр в своих произведениях.

«Колыбелью парижской жизни» называли этот холм в начале ХХ века, а также - столичной колыбелью богемы.

ХУДОЖНИКИ В РАБОТЕ

От Собора Святого Сердца мы дошли до площади Тертр, на вершине Монмартра, где шумела толпа экскурсантов, стояли сотни мольбертов и бесконечные ряды столиков кафе.

Здесь много шарманщиков, аккордеонистов и музыка сопровождает нас повсеместно.

Мы пришли на площадь художников, сразу же влились в толпу любопытных, и было такое впечатление, что здесь собрался полнейший интернационал, так как со всех сторон можно было услышать все языки, которые мы знали, а большая часть присутствовавших на площади позировала перед художниками. Художники предлагают нарисовать Ваш портрет, и я не удержался, решил тоже оставить себе на память портрет, нарисованный на Монмартре, и уселся на стульчик перед художником, который и стал рисовать мой портрет. Сидеть было утомительно, затекали все члены и шея, но желание получить портрет было выше всех неудобств.

Через час с небольшим портрет был закончен, и я получил его на куске ватмана - но мне он совершенно не понравился, я даже отдалённо не видел себя похожим на оригинал, но пришлось заплатить около ста франков и стать обладателем портрета с Монмартра.

Чтобы закрепить воспоминания о площади художников купили себе открытки с видами Парижа, и зашли в местное кафе, здесь играл аккордеон, а местная певица исполняла песни голосом Эдит Пиаф. Выпили по стаканчику горячего вина и согрели свои озябшие тела, так как всё же стоял ноябрь, и было довольно прохладно.

Вино было в несколько раз дороже, чем в обычных питейных заведениях (обнаружилось при расчёте), но торговаться здесь не принято. Мы взяли наш просчёт на вооружение и никогда и ничего не покупали в местах, где толпятся туристы и представители других стран «загнившего» Запада. За каждым поворотом переплетённых между собой улочек мы встречали кафешки, магазинчики, тут и там нас развлекали уличные клоуны - мимы. Прожорливые голуби чувствовали себя здесь хозяевами и совершенно не боялись людей. Они вели себя так бесцеремонно, что создавали нам сплошные неудобства. По узкой лестнице мы спустились с Монмартра, и вышли на площадь, лежащую у подножья Монмартра.

ПЛОЩАДЬ ПИГАЛЬ

Площадь Пигаль и прилегающий к ней бульвар Клиши - известный на всю Европу район красных фонарей, где находится уйма стрип-клубов, секс-шопов, а также борделей.

С незапамятных времён повелось так, что символом Парижа является не только Эйфелева башня, Елисейские поля, но и площадь Пигаль.
Пляс Пигаль - прославленное в литературе и кино изысканное пристанище проституток.

Нам было очень интересно поглазеть на жриц любви, да ещё в Париже, как тут можно было удержаться и не прогуляться по улицам, прилегающим к площади, и увидеть знаменитые красные фонари.

У крохотных подъездов стояли белые, чёрные, азиатки, прикрытые только чулками и корсетами, но в шубах и пальто, так как было довольно прохладно. При появлении клиента полы шубы или пальто расходились, и под ними открывались такие виды...

По любому зову, жрицы любви были готовы приступить к работе, прямо на месте - нужно только войти в подъезд и подняться наверх, в квартиру.

Кстати, уличная французская проститутка - дама далеко за 35, с обильными телесами, которые она выставляла на всеобщее обозрение.

ЖРИЦЫ ЛЮБВИ

Мы робко прошлись по одной из улиц, а когда нас стали усиленно «прессовать», тихо, но настойчиво показывали свои прелести, тогда все быстро ретировались в более шумные и обозримые места, чтобы не влипнуть в какую-нибудь «историю».

На площади Пигаль много кафе, закусочных, секс-шопов, и других магазинов, а также кинотеатров с порнофильмами, обслуживающих местную секс-индустрию.

Проституция во Франции легализована, однако они не имеют права приставать к прохожим. Вот они и стоят 24 часа в сутки, по две-три у каждого подъезда, в ожидании заработка.

Проезжая Булонский лес, тот, что на окраине Парижа, мы наблюдали, как девицы в ярких, красных, голубых, жёлтых костюмах, стояли возле легковых автомобилей и предлагали те же услуги, что и здесь, на Пляс Пигаль…

МЫ ИЗ МУЛЕН РУЖ

Мулен Руж.

Когда я слышал крылатую фразу «увидеть Париж и умереть», то имел ввиду многочисленные достопримечательности французской столицы, благодаря которым и создаётся та удивительная атмосфера, что и делает знаменитым этот город. Но если не увидеть главную достопримечательность ночного Парижа, легендарное кабаре «Мулен Руж», тогда уж точно нельзя сказать, что побывал в Париже.

Часть экскурсантов уехала в Гавр, а мы, с капитаном и первым помощником капитана, остались в Париже, так как представители верфи, где стоял в ремонте наш корабль, пригласили нас посетить кабаре «Мулен Руж», и мы не смогли отказаться от столь заманчивого предложения.
Неподалёку от Пигаль находится бульвар Клиши, в квартале красных фонарей, на площади Бланш, где расположено известное всему миру классическое кабаре "Мулен Руж" («Красная Мельница»).

Название кабаре дала деревянная мельница с крыльями красного цвета, которые явно намекали на район красных фонарей. Сейчас «Мулен Руж» является одним из символов Парижа и одной из двух уцелевших мельниц Монмартра. Главной достопримечательностью заведения был знаменитый канкан.

Кабаре рассчитано на 850 посетителей, которые приходят посмотреть на знаменитый канкан, одну из визитных карточек Франции.
Где ещё в Париже можно найти кабаре размером с концертный зал? Это «Мулен Руж».

Когда заходишь в кабаре, то ошеломляет интерьер - причудливые комбинации старинного и антикварного с модерном и сюрреализмом, восточного с европейским.

КАНКАН

Полное смешение стилей, но оно было выполнено с выдумкой, искусно, привлекательно, и сразу настраивало на праздничный лад, на то, что вот сейчас начнётся, то самое волшебное, прекрасное, которое ждёшь с таким волнением, и оно скоро началось…

Каждый вечер кабаре представляет ревю «Феерия», с роскошными декорациями, в котором задействованы лучшие танцоры, как минимум сто артистов, и за полтора часа они меняли 1000 костюмов!

Но каким бы ни был состав артистов, неизменными оставались главные принципы этого кабаре: потрясающие костюмы, яркие декорации, чудесная музыка и одни из самых прекрасных девушек на свете.

Это и неудивительно, так как нам сказали, что среди них немало и наших соотечественниц.

Здесь открывали талант Эдит Пиаф, Ив Монтан и Шарль Азнавур, Жан Габен, здесь выступали Минелли, Синатра и Элтон Джон, Михаил Барышников.

Здесь собиралась богема Парижа, где в прокуренных залах потягивали запрещённый повсеместно абсент, и где приглянувшуюся танцовщицу из кордебалета можно было, пригласить к себе домой.

КРАСОТКИ КАБАРЕ

Я раньше видел танцевальное ревю, в Гаване, и мне хотелось сравнить эти представления, а вот мои коллеги никогда не видели таких танцев, и они ждали, когда начнётся «Феерия».

На сцене было много разных танцев, но изюминкой был, конечно, французский канкан с его грациозными движениями, манящими взглядами и криками, влетающими в воздух юбками, открывающими пытливому взгляду гладкие ножки и ажурные подвязки.

Ровно 8 минут под озорную музыку Оффенбаха девушки дразнят зрителей, приподнимая юбки всё выше и выше, обнажая ножки в чёрных чулках и красных подвязках, падают одна за другой на пол в шпагат.

Капитан с первым помощником были в восторге, яростно аплодировали и стучали ногами, но у меня эти танцы не вызвали особого восхищения. Я вспоминал представление в кубинском кабаре «Тропикана» и сравнение было не в пользу «Мулен Руж».

Да, танцы и всё представление у французов прекрасное, но кубинское кабаре «Тропикана» - это был высший класс.

Никакие слова, никакое описание не в силах передать то, что я видел в «Тропикане»- это был пир для глаз, многоцветие вечного праздника, серпантин радужного фейерверка, сказочная музыка и всё то, что называется - праздник жизни!

Заканчивая писать свои воспоминания о прогулках по Парижу, хочу заметить, что может быть некоторые разделы перегружены информацией, но невозможно односложно рассказать о тех исторических и прекрасных местах, которые мы посетили.

Зашли, посмотрели, сели в автобус и поехали - ну кому это будет интересно? Терпите, когда читаете и пополняйте свои знания о чудесной стране, которая всегда со мной, это страна называется Францией!

Анатолий Акулов

Анатолий Акулов

Комментарии

1Скири Галина30.06.2013 17:13
Прочитала, увидела Париж Вашими глазами. Я также была в этом чудесном городе, опубликовала свои впечатления на проза. ру. Но мой Париж это его жители: молодые и постарше, элегантно одетые и не очень, любопытные, веселые, деликатные, худенькие, счастливые. В общем, будет время и желание, посмотрите на Париж с моей точки зрения.
Ответить
2Анатолий Акулов30.06.2013 18:01
Прочитал Ваши заметки о Париже. Мы смотрели на Францию с разных ракурсов: Вас интересовали люди (парижане и просто туристы), а мне была интересна неповторимая архитектура, дворцы, музеи, церкви, окружающие парки, улицы - т. е. всё то, за, что любят и восхищаются Францией, и я в том числе! Но для любителей знать, чем дышит и живёт столица Франции - это несомненно интересно!
Ответить

Добавить комментарий

138991 107576 28927