Память

02.09.2024 11:5249

Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

С. Есенин

Память - это способность человека запоминать и использовать любую информацию: изображения, запахи, звуки, тактильные ощущения, вкусы. Вся эта информация формирует нашу личность.

Чем больше информации мы помним, тем Мы интереснее и разностороннее. Пришло время собирать камни - это камни моей Жизни, которые были рассеяны по всему моему прожитому пути.

Давно известно, что Жизнь конечна, а мне не верится, хотя нет бессмертных людей, но мне не хочется в это верить и хочется прожить как можно дольше на этой прекрасной Земле. Часто приходят бессонные ночи и тогда память начинает доставать из запасников разные случаи и поступки, которые со мной раньше происходили. За некоторые мне становилось бесконечно стыдно, некоторые были смешными и нелепыми, а за некоторые был счастлив и благодарен судьбе, что она мне их подарила.

Честно говоря, попытка начать писать рассказ на философские размышления пришла спонтанно, но в сознании упорно засела мысль, что пришло время поразмышлять и проанализировать прожитую жизнь - ведь времени для продолжения жизненного пути осталось немного, но есть возможность оставить потомкам свои некоторые мысли и наблюдения…

Д Е Т С Т В О

Детская память хранит отрывки далёкой картинки приезда с мамой в город Тихорецк, встреча с бабушкой Дарьей, которой я вцепился своими детскими когтями в лицо, а было мне уже два годика. Помнится маленький, вросший в землю домик, чахлая трава во дворе, покосившийся заборчик, который окружал участок земли, на котором ютилось подворье. Окружали нас с мамой какие-то незнакомые мне люди, что-то нам говорили, но тон разговоров и окружающий фон были достаточно приветливыми и не вызывало тревоги, которую я ощущал всё время нашего переезда из далёкого Таджикистана. Переезд произошёл после извещения о гибели папы на Орловское-Курской дуге и необходимости уехать из азиаткой маленькой станции. Добирались паромом по Каспийскому морю, переполненными поездами, пересадками и постоянным страхом потерять маму, которая металась со мной на руках и нехитрыми пожитками в старом фанерном чемодане перевязанном шпагатом и деревяшкой, вместо ручки.

Городок, куда мы с мамой приехали, раскинулся среди степей, старых курганов, недалеко протекала речушка Тихонькая, от которой и получила название казачья станица, а потом и железнодорожная станция. В центре городка было несколько добротных домов, небольших школ, церковь, десяток магазинов. Улицы городка состояли из саманных частных домиков, где жили люди среднего и небольшого достатка. Вспоминаю, как мы с моим двоюродным братом Сашей «помогли» нашей бабушке выращивать лук. Бабушка посадила на небольшой грядочке десятка три небольших семенных луковичек и мы терпеливо ждали, когда нужно будет собирать урожай. Когда появились на них по несколько зелёных перьев, мы добросовестно повыдергали все луковички и сложили их горкой на этой же грядке. Не описать, какое изумление, смех и огорчение испытала наша бабушка, оценив результат нашего труда. Бабушка просто отругала, а матери устроили нам показательную порку! Память сохранила обиду и жалость к себе за оценку первой физической работы!

Память хорошо сохранила наши походы в городские кинотеатры. В городке было несколько кинотеатров, с небольшими залами, и когда начинали показывать жителям новый фильм, то возникали огромные очереди за билетами. Возле касс толпились здоровенные мужики, молодые парни, а нам, мелкоте, доставались только билеты на самые дальние и неудобные места в зрительном зале. Но мы терпели и были безумно рады, если доставались эти билеты - культура требовала жертв! И какие были огорчения, если не удавалось попасть в кинозал, было обидно до слёз! Запомнилось: купить билеты нужно было отстоять очередь, а потом давать отпор, применяя силу, не желающим ждать. Урок взросления!

Из носильных вещей, которые привезла с собой мама, мне достались в наследство от папы: тёмные брюки, кубанка и цветная тюбетейка. Брюки мама потом распорола и сшила из них брючки по моему размеру, а тюбетейка стала летним головным убором на долгие детские годы. С кубанкой память хранила следующее: от пребывания на папиной голове она хранила запах его пота и я часто, уткнув голову в неё, вдыхал этот запах, напоминающий мне, что у меня был папа. Отсутствие отца и мысль, что он никогда не появится в моей жизни, огорчала мне детство и я сильно завидовал детям, у которых были отцы, братья, просто мужчины. Но странное дело, любой мужчина, который появлялся в жизни моей мамы, был мне ненавистен; никогда, никто, не смог примирить меня ни с одним из них. Ревность жгла мне сердце, мысль, что чужой человек займёт моё место, была невыносима! Эта детская нетерпимость приносила много горя моей молодой и интересной маме, и не позволила ей устроить свою личную жизнь; она так и не создала новую семью. Таков был мой детский эгоизм и только в зрелые годы я осознал, как был неправ!

Память, к сожалению, имеет свою избирательность, некоторые, даже мелкие детали помнятся ярко, рельефно, а другие только штрихами, расплывчато, но всё равно - это удивительное свойство человека: не забывать, запоминать, и в самый неожиданный момент приходить к нему и напоминать о прошлом!

Одно из самых поразительных свойств памяти - это мир звуков и запахов! Прошло немало лет, но разве можно забыть запах цветущих гроздьев акации, который заполнял улицы моего степного городка, а белые цветки гроздьев были для пацанов кормовой базой в эти послевоенные голодные годы! Одним из деликатесов того времени была макуха с вкусным запахом - это отжатый жмых от подсолнечных семян, его ломали на кусочки и сосали вместо конфет. Ну, а подсолнечное масло, которое мы получали вместо семян подсолнечника, пахло дурманяще и с корочкой чёрного хлеба, политого этим душистым маслом, дополняло стол детских вкусностей!

Пшеничное поле перед уборкой

Верными друзьями моего детства были кошки - серые, пятнистые, белые. Замечательная черта человека - любовь к животным; кошки всегда жили в нашем доме. Невозможно забыть их круглые, всё понимающие глаза, смотрящие на тебя со своей кошачьей преданностью и успокаивающие тебя своим мурлыканьем, прижимаясь к ногам. Мама всегда меня ругала за грязные простыни, не зная, что это мои кошечки любили спать у меня в ногах и в морозные ночи ныряли ко мне под одеяло.

Особой строкой проходят мои воспоминания о летних днях, проведённых у маминых родителей, в селе Братолюбовка, на Украине. Июль, август - эти месяцы запомнились мне уборкой пшеницы, поля которой подходили прямо к ограде бабушкиной хаты. Цвела пшеница, а вместе с ней буйно цвели травы: сурепка, степные маки, неведома откуда залетевшая полынь и все они доносили необыкновенный чудный запах, запах степи, поля, свободы. Пшеницу убирали комбайнами, а вывозили грузовиками, в кузов которых высыпали зерно, а мы, как воробьи, запрыгивали в кузова и босыми ногами погружались в тёплую массу зерна, издающую особый запах. Зерно везли на элеватор и мы сопровождали машины до полной выгрузки.

Наступала звёздная украинская ночь! Бабушка готовила мне постель из недавно скошенной травы, ещё сохранявшей свои чудные ароматы; в низине, у пруда квакали лягушки, издалека доносились весёлые голоса сельской молодёжи, собравшейся у сельского клуба на танцы. Утром, тёплый луч солнца грел мне лицо, назойливо гудели мухи, ревела скотина, которую пастух собирал на пастбище! Пробивался едкий дым кизяка, которым топили летнюю печку - скворчало масло на сковороде, где жарился на завтрак лук с яичницей и ждала кружка парного молока.

В хате была русская печь, которая помогала старикам жить, печь хлеб, варить борщи и готовить каши. Зимой на печке согревались и спали…Сколько мастерства и таланта, ума и сноровки требовала она! Вкус хлеба познаётся с детства и не забывается в старости! А сколько было радости, когда бабушка из печи доставала готовый хлеб! С лёгким шуршанием хлебы один за другим слетали с осиновой лопаты на выскобленную столешницу и сначала кухня, затем вся хата начинали заполняться тёплой пшеничной сытостью, которая проникала во двор и волнами катилась по улице. Потом буханки хлеба покрывала вышитым белым полотенцем и оставляла остывать на лавке, где он дозревал до нужной готовности. Ароматный, приятный запах будто пропитывал воздух в хате! Неповторимое ощущение!

Очень любил читать историческую литературу, где открывался новый, неизвестный мне мир. Последние копейки, которые мне мама выделяла на завтраки в школе, я копил и часами простаивал в книжном магазине, выбирая, что можно приобрести из книг за мои деньги.

Из кубанских детских лет доносится запах цветущей сирени, а из садов, улиц, засаженных вишнёвыми и яблоневыми деревьями, наплывает густой аромат цветущих деревьев, запахи каких-то цветов из палисадников и звенящий, до мурашек пробирающий, соловьиный оркестр! Это весна!Городок окружён степью и июньский ветерок приносит на пыльные вечерние улицы запахи полыни, скошенных трав, степного многоцветия! Были популярны ночные прогулки по сверкающему под луной ковылю! На Троицын день было принято устилать в доме полы разными травами, предпочитая листья акации, они долго сохраняли свежесть и издавали особый травяной аромат. У палисадников владельцы домов высаживали фиалки, которые с наступлением темноты благоухали и «дурманили» молодым парням и девушкам головы… Особо отмечаю аромат травы чабреца, которым наши мамы пересыпали выстиранное бельё и рубашки! Бельё и носильные вещи сохраняли аромат этой травы длительное время.

Жители городка очень любили иметь при дворе или на улице ягодные деревья - тутовник, ягоды тёмного и жёлтого цвета, которые всегда давали обильный урожай, насыщали детские желудки, а женщины обожали варить из них компоты или печь пироги! Но всё же царицей ягод была жердёла, абрикос, которая и сушилась; и варилась; и для пирогов годилась! Вот и весенним яблоневым и вишнёвым ароматам невозможно было представить без розового тумана цветущих абрикосов! Это тоже в памяти! Сдача весенних экзаменов, выпускные в школах - всё это сопровождается букетами цветущей сирени, охапками разноцветных маков…

То ли из-за бедности, то ли по другой причине, но в нашем дворе цветов не разводили и была единственная грядка с жёлтыми лилиями. Рассказывая об этих запахах, подкрадывается нежный, волнующий запах ландышей, а как же без них, они нарасхват! Эти запахи, вкусы, названия - непременный атрибут молодости! Прожив большую жизнь, на склоне лет, уже не так остро, волнительно, но трепетно, нежно, вспоминаешь всё, что сохранила твоя память!

На морской практике в Северных широтах

Ю Н О С Т Ь

Каждый из нас пережил в своё время период, когда ты считал себя умнее, прозорливее, сильнее всех, а все прочие доблести, какими ты обладал - самые лучшие, и все, кто думает иначе, глупее тебя!

На память приходят строки из писем, которые писала в училище моя мама. Я учился в Херсонском мореходном училище и уже на 3-ем курсе задумал создать семью и жениться на местной девушке. Мама была категорически против, приводила мне разные жизненные примеры, указывала на мою молодость (мне было 20 лет), но все её доводы не имели успеха и я женился! Через много лет, когда мамы не стало, распался и мой брак!

В училище для меня началась новая пора жизни, интересная, абсолютно неизвестная и полная всевозможных непредвиденных событий, встреч. Нужно было научиться жить в казарме, в мужском коллективе, успевать учиться, заниматься спортом, а мама и родной дом теперь только во сне! Вспоминается, как впервые выдали парадную морскую форму, головные уборы, пришивание к рукавам форменки первых нашивок, крепление крабов к фуражкам, травление хлоркой гюйсов. Брюки пережили разные периоды - одно время мы вшивали клёши в брючину, а потом зауживали до минимума!

Пошла мода на белые нейлоновые рубашки, в которых стремились сбежать в самоволку и щеголять перед знакомыми девушками. Нас ловили, лишали увольнений, стригли под ноль, давали наряды вне очереди, но походы продолжалось, а наши личные вещи в баталерках подвергались ревизии. Много времени посвящено спорту. В детстве, в маленьком городке, возможности заниматься спортом были ограничены, да и мест или клубов, где можно было этим заниматься, не было, А в училище мне хотелось приобщиться ко всем видам спорта: футбол, волейбол, баскетбол, велосипед, лёгкая атлетика - и почти в каждом виде у меня хорошо получалось. На танцах в летнем саду, курсанты были в фаворе и девушки мечтали с нами дружить, а многие ребята, в основном на последних курсах, поженились!

Память хранит летнее время, проведённое на реке Днепр. У училища была своя водная станция, десятки лодок, гребных ялов, катер. В свободное время мы проводили на берегу реки, брали лодки и группами заплывали в плавни, которые кишели раками. Разводили костры, варили раков, наслаждаясь окружающей дивной природой: камыши, великолепные водные лилии, прохладная вода с бьющими из под воды родниками. Нас подкармливали отдыхающие на пляже девушки-ткачихи, которые брали с собой достаточно самой разной еды, рассчитывая и на голодных курсантов, а мы никогда от угощения не отказывались!

Часто устраивали соревнования по гребле на ялах, после которых производили высадки «десантов» на пристани прибрежных сёл и посёлков, расположенных по Днепру. Никогда не забываются впечатления от знакомства с морем.

Встреча однокурсников через 50 лет

Первая морская практика проходила на Чёрном море, на списанном судне, траулере «Метеор». В течении трёх месяцев мы посещали черноморские порты Одесса, Новороссийск, Туапсе, Поти, Ялта, Сухуми, Керчь, Батуми, Севастополь, а параллельно изучали судовую материальную часть, драили палубы, обслуживали камбуз, переживали первые штормовые дни и ночи. Остались воспоминания от красот южных портов, необычное состояние при заходе в порты и ожидания встречи с берегом, было немного страшновато…

Вторая плавательная практика проходила на Севере, в порту Мурманск. Пришлось работать на старых, видавших виды рыболовных судах, где почти половина экипажа состояла из уголовников или лиц, имеющих слабость к алкоголю. Трудно было уживаться молодым, неопытным юношам с такими персонажами, но море не любило слабых и заставило всё это преодолеть. Нигде в море мне больше не пришлось видеть таких красот природы: нежные рассветы, кровавые закаты, северное сияние - полный набор Севера! Вернулись из Мурманска уже «состоявшимися морскими волками»!

Было печально расставаться с друзьями по курсу, так как разъезжались все в разные места: на Север, Дальний Восток, Чёрное море, а я уехал в Эстонию. После редко с кем из сокурсников пришлось встречаться, многие ушли из жизни, другие не могли приехать на встречу, которая состоялась ровно через 50 лет после окончания училища. Было весело, интересно, но немного грустно - все понимали, что уже больше никогда не встретимся!

О такое незабываемое, беззаботное, юношеское время, которое пролетело и оставило в душе каждого из нас благодарность за то, что жизнь подарила нам такие счастливые минуты, часы и дни!

Моряки на палубе в проливе Босфор

З Р Е Л О С Т Ь

Вездесущая память возвращает меня к началу моей профессиональной деятельности - работе в море! Прожита большая жизнь и рассказать обо всём в этой главе не представляется возможным, но я попытаюсь лёгким бризом пронестись по волнам моей памяти и рассказать о наиболее значительных и интересных эпизодах своей жизни, а их было предостаточно!

Самое удивительное, что память помнит произошедшее в детстве до самых мельчайших подробностей, которые всплывают неожиданно и являются к тебе даже спустя десятки лет, а многие события, которые произошли недавно - забываются и необходимо напрягать память, чтобы что-то вспомнить! Попытаюсь вспомнить наиболее яркие и запоминающиеся события, которые иногда изменяли мою жизнь, хотя не о всех событиях буду писать, о многих иногда лучше помолчать…

Занесло меня в Эстонию вместе с друзьями по мореходке не случайно! В далёком 1962 году, вечером, мы высадились на перроне Таллинского вокзала, а утром предстали перед грозными очами инспекторов Эстонской рыбной базы и получили первые назначения на рыбопромысловые суда. Начинали мы с самых низших должностей - кочегаров, мотористов, младших механиков и суда тоже были разные - от РТ, СРТ, БМРТ и прочие. Наши пути с однокурсниками быстро разошлись и теперь мы выплывали в жизненное море в одиночку. Трудно сказать, что мне нравилась моя морская профессия, но я старался работать и быть не хуже других специалистов.

Рыбный флот Эстонии становился на ноги; стали поступать новые рыболовецкие суда типа БМРТ, построенные на судоверфях Николаева. Меня, как молодого специалиста направили на приёмку траулеров, сначала в должности котельного машиниста, потом четвёртым механиком. Было по настоящему интересно: новая техника, суда, разные специалисты, у которых можно было многому научиться. На меня огромное впечатление произвел проход траулера через пролив Босфор. Раннее утро, багряное солнце освещает верхушки минаретов, огромная глыба с золотым верхом Святой Софии, причалы и дворцы проходили по бортам, как в сказке, очень близко, шныряющие под носом траулера рыбацкие лодки, какие-то парусники - это живая картина, не нарисованная, а наяву! Команда траулера почти в полном составе сгрудилась у бортов и с огромным любопытством созерцала красоты Босфора, берегов, фотографируясь в разных видах!

Выборка трала на промысловую палубу

Мне нравилась морская стихия; ночью я шёл на нос траулера и вдыхал океанский ветер, подолгу смотрел на разрезающую носом судна голубую волну, любовался обгоняющими траулер дельфинами, а на мостике наблюдал звёздное небо и ночные сполохи!

Никогда прежде не приходилось работать на рыбопромысловом судне, поэтому много самых неожиданных открытий я сделал для себя. Не буду пересказывать как ловят рыбу, но когда вытащили первый трал, набитый рыбой, тонн под тридцать - это меня впечатлило! Мне никогда не нравилось ходить на рыбалку - эта страсть меня миновала, а когда на палубу вывалили шевелящуюся массу рыбы, разных сортов и размеров - мне стало почему-то жутко!

Потом рыбу сгребали особыми лопатами, в рыбном цеху разделывали, морозили, варили из неё муку, давили рыбий жир. Тогда у меня впервые появились сомнения относительности правильности места работы. Рыбную ловлю я так и не полюбил, что в дальнейшем и изменило мою морскую жизнь!

Самым ярким событием в моей морской биографии осталась работа на Кубе! Мною написаны очерки и рассказы о тех событиях, но мне хотелось бы подчеркнуть, что в жизни один случай определяет новые встречи и самые необыкновенные обстоятельства! Что и случилось со мной на Кубе! Молодость, энергия, жажда узнать новое, стремление быть в гуще событий, быть там не статистом, а участником - вот все те характеристики моего пребывания на острове Любви и Свободы! Эта любовь на всю Жизнь!

Значительное время (десять лет) работал на больших рыбных базах, где существовал полный цикл обработки принятой у промысловиков рыбы в должности старшего и главного механика. Самый неприятный эпизод: произошёл пожар на одной из плавбаз, который доставил мне массу моральных и прочих страданий, но не отбил желания работать, вернее, не испугал, так как с испугом в море делать нечего, здесь нужно всегда вечно доказывать, что ты сильный, что ты всё преодолеешь!

Пришли незабвенные девяностые годы, когда начала рушиться привычная жизнь, и многие потерялись, не зная, что делать, куда идти, чем заняться…

Ст.механик - желанный гость в рулевой рубке

Понимая, что надо по-новому строить свои планы по выживанию - я решил перейти работать в торговый флот. Для работы на торговых судах нужно было знать английский язык, так как в иностранных портах, контроль за безопасностью судов, обслуживание, снабжение и прочие услуги выполняли люди, обладающие знанием английского языка. Работая на Кубе, я хорошо знал испанский язык, но этого было явно недостаточно, и мне пришлось идти на курсы английского, чтобы чувствовать себя уверенно при дальнейшей работе в торговом флоте. Мне хорошо давалось изучение языков и через год я довольно свободно мог изъясняться на английском. Многим моим коллегам, прекрасным специалистам, не захотелось ломать себя, идти на временное понижение в должностях и корпеть над изучением иностранного языка. Вот они и остались на берегу, не получив заслуженной работы, а многие затосковали, ударились в пьянство и через некоторое время большинство из них ушли из жизни, а всё могло бы сложиться иначе!

Работая ст. механиком на пассажирском судне, у меня было две бригады уборщиков загрязнённых льял в машинном отделении и большинство членов бригад были бывшие вторые механики и старшие механики, другой работы для них не было! Такова была цена лихих девяностых годов!

Испытать трудности из-за незнания государственного языка, эстонского, довелось и мне, пришлось уйти с должности ст. механика пассажирского судна «Вана Таллинн» и искать себе место на других торговых судах. Искать долго не пришлось. Зная английский язык, имея диплом инженера - механика 1-го разряда, я начал работать в самых разных иностранных компаниях на контейнеровозах, балкерах, судах типа ро-ро, танкера, рефрижераторах, сухогрузах и других.

В О П Л О Щ Е Н И Е М Е Ч Т Ы

Интересно пройтись по маршрутам совершённых мною рейсов под флагами разных иностранных государств и по ним можно изучать географию нашей прекрасной, неповторимой планеты Земля!

Начинал я мореплавание с северного порта Мурманск, на рыбной плавбазе «Северодвинск»; капитан решил зайти в ближайший порт Сент-Джонс, остров Ньюфаундленд; там отправить матроса на берег для оказания необходимой квалифицированной помощи. Подошли к бухте порта, навстречу базе подошёл лоцман. Вскоре прошли через проход в большую красивую бухту Сент-Джонса. Бухта правильной овальной формы и очень узкий, единственный выход в море. Перед нами лежал большой город с огнями рекламы ресторанов, ночных баров, заводов, магазинов, банков и жилых домов, по улицам бесконечной огненной волной двигались ленты автомобилей всевозможных марок, автобусы.

Всё это великолепие отражалось в воде бухты и создавало огненную иллюминацию. Город расположен в долине, над ним высятся горы с какими-то объектами, маяками. Утро подарило нам незабываемую картину. Из-за гор появилось розовое марево восходящего солнца и осветило бухту. Вода сразу же приняла тёмно-голубой оттенок, а дома вокруг порозовели, словно засмущались. Солнце вышло из-за гор и всё вокруг засияло. Воздух был тёплый, стоящие у причала дома отражались в воде, и яркая зелень на склонах гор дополняла утренний натюрморт природы. Все, кто находился на палубе, щёлкали фотоаппаратами и восхищались красотой канадского утра. Все эти впечатления были записаны в мой дневник и потому так подробно об этом пишу, так начиналась моё писательское творчество!

В октябре 1962 года я принимал на Николаевской судоверфи новый БМРТ-355 «Антон Таммсааре» в должности котельного машиниста и отработал на нём 6 месяцев, затем меня направили в Николаев принимать новый БМРТ-368 «Оскар Лутс». Мы набрали груз мороженной рыбы 450 тонн. Этот груз нам предложили сдать в Африке, Нигерии, в порту Порт-Харкорт. Переход был сложным, шли вверх по реке и причалили в небольшом африканском порту для сдачи рыбы. Запомнились пейзажи окружающие этот порт - негритянские хижины, шумные базары, горы диковинных овощей и фруктов. Великолепные пляжи, страсть к новому и интересному, всему тому, что сопутствует молодости. Я как губка впитывал все эти африканские картинки, и они долго сопутствовали меня в моих дальнейших странствиях по миру, но эти впечатления были самые яркие!

Стоял чудесный осенний день, согретый ласковым осенним солнцем. Так не хотелось покидать берег и уходить в далёкий рейс, к неизвестным берегам. 22 сентября 1964 года после 14 часов дня наш траулер вышел из Купеческой гавани Таллиннского торгового порта. Прошли Балтику, проливы Скагеррак, Каттегат, Северное море. У Шетландских островов взяли курс на Остров Свободы - Кубу. Куба занимает в моей жизни особое место, это период моей молодости, веры в любовь, радость самого существования на земле. И не могу не остановиться на характеристике кубинцев, с которыми прожита лучшая часть молодости. Облик кубинцев определяется по большей части их двумя главными расовыми корнями - испанским и африканским: сложившийся в веках брызжущий весельем характер этого народа, постоянно готовая улыбка, гостеприимство, любезность и часто неудержимая разговорчивость, быстрая испанская речь, полная собственных оборотов, подчас неожиданных, дерзких.

Но эта самобытность относится не только к внешнему облику кубинцев и их манере поведения. Здесь надо упомянуть, о его способностях совершать подвиги, о его благородстве, сочетающихся с принципами человеческого достоинства и почитания Родины. На Кубе все приправлено таким горячим соусом из радости, музыки и непобедимой любви к жизни, которую ты ощущаешь здесь всей своей кожей! Вот так прошли лучшие годы моей молодости во флоте и началась трудная, обыкновенная морская жизнь со всеми её радостями, трудностями.

Ходили мы походами в далёкие моря...

Не стану повторять то, о чём написано в моих предыдущих рассказах. Пройдёмся по глобусу и отметим наиболее интересные места моих рейсов.

Северная Атлантика: Таллинн - побережье Америки, Канады.

Южная Атлантика: Таллинн - Фолклендские острова.

Северная Африка: Таллинн - порты от Дакара до Луанды.

Канада: работа во льдах залива Св. Лаврентия.

Лабрадор: северная часть Канады, работа в сопровождении айсбергов.

Северная Америка: работа по облову и переработке сельди.

Америка: перевозка грузов в местные порты, по реке Миссисипи.

Бразилия: перевозка древесины по местным портам и по реке Амазонка.

Венесуэла: Перевозка труб и нефтяного оборудования.

Мексика: Перевозка труб и разных грузов.

Контейнеровоз «Надежда» стоял на линии: Северная Америка - Антильские острова - Бразилия. В американских портах Mobil, Savanna, Camden нам в трюма и на палубу грузили в штабелях аккуратно пиленные сосновые доски и бруски разных размеров, которые привозили в Америку из Канады. Эти сосновые доски и бруски мы развозили по портам Антильских островов: Grenada, Martinique, Barbados, Antigua, Barbuda, Dominica, Guadalupe, Trinidad, Tobago, Jamaica, St. Lucia, Virgin Islands, Santa Marten, Itaka

После выгрузки этого груза шли в Бразилию, в порт Belem, находящийся в устье реки Амазонки. Догружаться шли вглубь джунглей по реке Амазонка, в порт Breves. Там нас грузили штабелями с пиленным красным деревом, тоже доски и бруски разных размеров, которые мы везли в Америку.

Италия, Португалия, Франция, Голландия, Германия, Польша, Швеция, Дания, Англия, Финляндия, Словения, Хорватия, Греция, Турция, Румыния, Болгария, Кипр, Мальта, Алжир, Марокко, Тунис, Египет, Иран, Индия, Кения, Цейлон, Сингапур, Бангладеш, Япония, Южная Корея, Южный Сахалин, Испания Норвегия - перечень стран, которые мне пришлось посещать.

Много лет, работая на рыбных судах, я мечтал о далёких тропических странах, экзотических островах, шумных и красивых портовых городах… И вот всё это мне довелось увидеть, узнать, ступать на землю неведомых стран, купаться в тёплых водах знаменитых пляжей, посещение которых раньше было недоступно!

Мои мечты сбылись, но если знать какой ценой всё досталось, через какие испытания и неприятности, пришлось пройти - то на это не хватит одного рассказа. Если бы было предложение что-то изменить в этой моей линии Жизни - я бы отказался, моя Жизнь прожита не зря - я посетил 67 стран и 206 портов (в которые заходил не один раз!) У моей памяти горький привкус, но теперь видно, что победа над всеми невзгодами того стоила!

Анатолий Акулов

Комментарии

1Вадим04.10.2024 10:30
Анатолий, здравствуй! Прочитал замечательный твой очередной рассказ "Память". Практически это как бы освещение исключительной твоей яркой детской, юношеской и трудовой части полной твоих сил, части уже прожитой, но еще продолжающей полной сил, таланта и энергией жизни. В самом деле память тебя не подвела, она идеальная. Осветить в рассказе такие яркие моменты трудного детства, яркой юности, учебы, становления и возмужания, говорит о том, у тебя есть еще порох и ты еще не один рассказ выйдет из под твоего пера нам на радость, благо теперь времени для творчества у тебя достаточно. Не каждый сумел одолеть столько жизненных и профессиональных трудностей, чтобы достичь поставленный в молодости целей. Никакие невзгоды тебя не сломили, а наоборот укрепили. Твой карьерный рост как судомеханика от кочегара до главного механика самых современных судов любой мощности и водоизмещения, работа на судах РП, торгового флота и различных иностранных компаний, посещение более 206 морских портов 67 стран неоднократно - это большое достояние для настоящего морского труженика- специалиста высшей квалификации. Спасибо тебе за твой рассказ, пиши и радуй своими интересными, жизненными рассказами нас почитателями твоего таланта. С уважением, Вадим.
Ответить

Добавить комментарий

138991 107576 28927