28.12.2024 13:0313
Бразилия, Ресифи
Эта история случилась со мной, когда я работал по контрактам в иностранном флоте и наш балкер зашёл в бразильский порт Ресифи - крупная городская агломерация в Бразилии, штат Пернамбуку. Судоходная компания, которой принадлежало наше судно, занималась доставкой древесины из красного дерева и в другие разные порты Южной Америки (Венесуэлу, Колумбию, Канаду, Америку и на Антильские острова).
Раньше на месте порта существовала рыбацкая деревня Ресифи, которую основали несколько семей рыбаков из числа вновь прибывших из Европы колонистов. Постепенно деревня развилась в небольшой порт.
Гостиница для моряков
Ресифи расположен на северо-востоке Бразилии, у места впадения рек Беберибе и Капабарибе в Атлантический океан. Бурное развитие торговли, строительства, большие вложения в культуру и образование - всё это сделало Ресифи одним из самых процветающих городов обеих Америк, привлекая в город множество иммигрантов со всего мира. Город часто называют «Бразильской Венецией» благодаря множеству мостов, каналов и красивых старинных зданий. Белые жители Ресифи в основном являются потомками португальских переселенцев, небольшая часть - голландцев и испанцев.
На нашем судне был смешанный экипаж из европейцев и небольшая часть латиноамериканцев - общались в основном на английском языке, а многие хорошо знали испанский. В Ресифи жили преимущественно потомки португальцев и они общались на португальском языке, который нам был понятен, но из-за малой практики, не всегда хороший. Поэтому при выходе на берег или поездке на культурные мероприятия, все испытывали определённые трудности, так как бразильцы принципиально не хотели общаться на английском языке. Исторический цент города и наиболее престижные районы лежат на трёх островах в устье рек - Санта-Антониу, Ресифи и Боа-Виста. Природные ландшафты вокруг города представляют собой полосу поросших тропическими лесами невысоких холмов, отделяющих побережье от саваны. На одном из этих холмов находилась гостиница, которая полюбилась нашему экипажу и во время заходов в Ресифи нам нравилось поселяться там и проводить своё свободное время.
Папайя и манго
Отстояв вахту, решил снять небольшой номер в нашей любимой гостинице. Капитан разрешил мне отлучиться на несколько дней при условии нашей постоянной с ним связи и, поселившись в гостинице, принялся наслаждаться всеми прелестями береговой жизни. Посетил местный рынок и закупил бразильских фруктов на все дни отдыха. Самый первый экзотический фрукт - несомненно, папая. Бразильцы едят этот фрукт на каждый завтрак, начиная им еду, считая, что папая создаёт необходимую благоприятную флору в кишечнике. Зная, что это правда, практиковал эту привычку каждое утро. Для будущего десерта закуплен ящик манго - красочный, сочный и вкусный тропический фрукт.
Национальный напиток бразильцев - кофе с молоком. Кофе бразильцы пьют и утром, и днём, и вечером. В кафе, при гостинице, с утра всегда можно было заказать чашечку ароматного кофе с молоком. Ещё распространён и местный чай, матэ, который пьют холодным и сладким, из простых стаканов, а для любителей могут предложить горячий шоколад. Мне очень нравилась подводная охота в прибрежных водах местного пляжа, вылавливание морских ракушек, кораллов и прочих морских гадов. Да, подводная охота - это такое занятие, которое сопряжено с риском для жизни, возможностью любоваться прекрасным подводным миром, удивительное чувство уединения среди красоты морских глубин, понимание, что ты здесь один и должен сам бороться со всеми страхами, фобией и надеяться только на себя! Один раз меня подстерегла барракуда, морская щука, длиной метра два, которую я заметил поздно. Случайно обернувшись почувствовал холодок неведомой опасности и, приглядевшись, заметил, что большая длинная рыбина уже нацелилась напасть на меня. У неё была огромная страшная пасть, снабжённая сотней острейших зубов. Слухи о нападении барракуд на человека были противоречивые, но страх пересилил. Мне стало страшно, я быстро повернул к берегу и исступлённо начал бить по воде руками и ногами, чтобы испугать хищника и побыстрее покинуть опасную зону. Доплыл до берега и на трясущихся ногах медленно побрёл к месту, где переодевался. Возвращаться в океан как-то расхотелось.
Для подводной охоты было всё: маски с дыхательной трубкой, ласты и лёгкое бамбуковое копьё, на случай подцепить какую-нибудь живность или отбиться от барракуды. Кораллы здесь встречались трёх цветов: белые, красные и зелёные. Особенно много их было на рифах, поэтому мы и искали на побережье такие места, где можно было найти заросли кораллов.
Где кораллы, там и кипит жизнь! С собой мы брали сетку, куда складывали добытые ракушки и кораллы. Мы настолько увлекались этим занятием, что заплывали далеко в океан и иногда берег едва просматривался на горизонте. Поселившись в гостинице, взяв с собой всё морское снаряжение, отправился на берег океана, с удовольствием предвкушая моменты, когда погрузишься в океанские глубины и снова посетишь этот прекрасный подводный мир!
Проплыв с маленьких глубин до погружения и плюхнувшись, чтобы быстрее намокнуть, услышал за своей спиной какое-то плескание морской воды… Резко оглянулся и увидел, что на меня буквально наваливается небольшая парусная яхта, а на ней, вцепившись в канаты, маячат две женские фигурки!
Раздался крик: «Посторонись, мужик!» на чисто русском языке и пару не совсем приличных русских ругательств! Я нырнул в воду и проплыв пару метров, вынырнул, чтобы удостоверится, что мне это не показалось: «Откуда здесь русские тётки?»…
Крикнул им что-то обидное вдогонку, а с яхты послышался женский крик: «Ты, что, русский?»…
Это было уже настолько интригующе и неожиданно, что у меня в горле застрял ответ и я только что-то промычал в ответ. А с яхты уже бросили маленький якорёк и в воду спрыгнула молодая, светловолосая девушка, лет 16-ти, с милым славянским лицом и смущённой улыбкой. «А мы здесь, с бабушкой катаемся, чуть не перевернулись!»… Присмотрелся к яхте и увидел на палубе яхты пожилую, но моложавую женщину, возраст которой сразу определить было невозможно, наблюдая, как она двигается по палубе и дёргает, расправляет всяческие парусные снасти. У неё на лице было столько искреннего радостного изумления, которое нельзя было не заметить, словно она увидела что-то необыкновенное, но долго ожидаемое чудо и вот оно у неё перед глазами! Она села на палубу, свесила ноги и таким радостным, ликующим голосом произнесла:
-Ты настоящий русский? Как ты сюда попал?
У меня прошёл первый момент удивления и стало самому очень интересно узнать - это сон или это наяву?
-Ветром принесло! - ответил я.
-И как зовут этот ветер? - спросила женщина.
-Меня зовут Александр!
-А я Мария!
Вот так мы и познакомились, посреди огромной водной лагуны Ресифи.
Дальнейшие события развивались следующим образом. Мария познакомила меня со своей внучкой, которую звали Адрианой. Во время наших разговоров я присматривался к внешности своих новых знакомых. Кожа шеи, рук и лица Марии выдавали женщину довольно почтенного возраста, но стройная фигура, живость блестящих глаз, движения скрадывали её возраст - она была очень привлекательная женщина!
Рассказала, что после долгих мытарств в Европе, попала в Бразилию вместе с мужем, с которым она познакомилась в концентрационном лагере Германии. Муж по национальности француз, морской специалист по строительству яхт, отсюда её пристрастие к этому классу судов. Муж умер два года назад и она теперь одна, так как дочь живёт в Рио-де-Жанейро, замужем за бразильцем, а у неё гостит внучка Адриана. Обе хорошо говорили по-русски, но у Адрианы чувствовался небольшой акцент от португальского языка, а Мария говорила чисто, только иногда забывая некоторые слова.
Дом Марии, она называла бунгало, находился в центре Ресифи. Конечно, она долго расспрашивала: откуда я, о моей семье, о России. Каждое слово она жадно впитывала, словно наслаждаясь звуком моего голоса, моими словами, часто повторяла вопросы, словно не веря, что разговаривает по-русски, наслаждаясь такой чудесной неожиданной возможностью слышать родную речь! Неожиданно она сказала: - Мне так хотелось бы пригласить тебя на обед, к себе, но давай в ресторан?
Предложение прозвучало так просто и обыденно, что я растерялся и ответил:
- У нас в России в ресторан приглашают мужчины!
Мария смутилась, но потом с такой мольбой и желанием попросила меня не отказать ей в этой просьбе, что я сдался. Договорились, что они заедут на своей машине за мной в гостиницу в вечернее время.
Расстались до вечера. Ближе к вечеру, прошёл сильный тропический ливень, с грозой и громом, и так же быстро закончился, притушив дневную жару и обострив запахи тропических цветов. Я сходил в рядом прижавшийся к гостинице цветочный магазинчик и купил два букетика местных роз - довольно пышных и тонким нежным ароматом. Начало темнеть; к гостинице подъехала небольшая легковушка, с открытым верхом и пассажирками - Марией и Адрианой. Когда я вручал им букетики цветов, нужно было видеть, с каким изумлением, но и с благодарностью, смотрели на меня эти два милых создания! По дороге к ресторану замигала красная лампочка на индикаторе уровня топлива в баке. Мария подъехала к заправочной колонке, где нас заправили топливом, и было так странно почувствовать в салоне автомобиля запах паров не бензина, а спирта.
Мы подъехали к одному из очень высоких, празднично украшенных зданий, где нас встретили официанты и весёлая музыка. Поднялись на самый верхний этаж, а потом вышли на крышу, где и были расположены столики для посетителей.
Ресторан в Ресифи
Гремела бразильская танцевальная музыка, было несколько свободных столиков, куда нас любезно посадили. Мария посмотрела книгу заказов, позвала официанта и сделала заказ.
Перед тем, как подняться в ресторан, у нас с Марией был договор, что она заказ и все расходы берёт на себя. На все мои возражения был гневный отказ. Для начала трапезы были заказаны отварные крупные креветки и салат из кальмаров. На горячее Мария предложила «Утку в тукупи» - готовится из мяса утки, а мясо варят в травяном соусе тукупи. Подаётся с белым рисом и маниоком. Оговорили алкогольные напитки. В Бразилии очень популярно пиво, которое производят в Бразилень потомки немецких иммигрантов.
На юге страны выращивают виноград и готовят вкусные белые и красные вина: Шардоне, шампанское Шэндон - на них мы и решили остановиться. Когда разлили шампанское, то мной был предложен тост: за Россию, который был с удовольствием одобрен моими спутницами. Громко звучала музыка, плохо было слышно даже рядом сидящего, приносили и уносили блюда, зелень, вино. Не обошлось и без музыки «Ве same mucho», которое я станцевал с Адрианой.
Вечер близился к завершению. На десерт заказали манговое мороженное - вкус неповторимый! С высоты площадки ресторана открывался чарующий, великолепный и неподдающийся описанию, вид на океан! Он был так могуч, огромен и в то же время словно лежал у ваших ног!
Мария рассчиталась с официантом и мы спустились вниз, решили пройтись по ночному пляжу босыми. Брели по ласковой, тёплой воде, а за нами по воде струился фосфорный след - это было очень красиво! Было довольно поздно, близко к полуночи и Мария предложила поехать к ней домой и переночевать в бунгало. Если честно, мне было так хорошо с ними, что не раздумывая согласился на это предложение, чем доставил искреннюю радость своим славным спутницам.
Бунгало Марии
Бунгало находилось недалеко и через полчаса езды мы уже были на месте. Среди соседних домов он не выделялся, но видно было, что здесь живут состоятельные владельцы. Кстати, муж Марии был довольно известным предпринимателем в своей области, так и дом соответствовал хозяину.
Мы расположились у бассейна и Мария принесла коктейли, фрукты, поставила кофе. Угостили коктейлем Кайпринья - в состав которого входят кашаса (самогонка из сахарного тростника), кусочки лайма, сахар и лёд. Как и положено стране с массой свежих фруктов, в Бразилии распространены свежие соки - на столике Марии красовался национальный лимонад из амазонской ягоды гуараны - гуаранья, желтоватого цвета, как лимонад, но не такой сладкий. Мария и Адриана наперебой предлагали мне попробовать все эти лакомства, но после плотного ужина в ресторане пробовали только глаза!
Мария принесла альбомы с фото и долго рассказывала мне о своих близких, муже, дочери, а потом показала целую стопку русских пластинок. Когда ей становилось грустно - она слушала наши русские мелодии и песни, частенько плакала, когда никто её не видел.
Далеко за полночь мне постелили в одной из комнат, включили вентилятор, пожелали спокойной ночи и удалились спать по своим комнатам. Я лежал на чистой белой простыне и мысленно перелистал весь этот день, полный таких необыкновенных встреч и событий! Ведь далеко не всегда встречаются такие люди и происходят такие чудеса! И вдруг в одной из дальних комнат дома, где спала Мария, послышались звуки красивой мелодии и нежный, полный тоски и несбывшейся мечты, пел женский голос:
_
Я слушал как заворожённый, а песня лилась и лилась, вызывая тоску, печаль и надежду на любовь! Это одинокая русская женская тоска по утраченной Родине, которая не покидала сердце Марии, а при встрече с русским только защемило душу и вылилось в простую русскую мелодию!
Я выглянул в окно и увидел, что над домом светит большая луна, а отблеск от лунного сияния отражается в воде бассейна! Это действительно было похоже на чудо - лунное сияние в снежной России и лунное сияние в солнечной Бразилии! Чудеса бывают и они сбываются!
Пришло солнечное тропическое утро и через окно ворвались птичьи голоса, звонкие женские голоса и барахтанье в воде бассейна, запахло крепким бразильским кофе. Всё когда-нибудь кончается, так и моя встреча в жаркой Бразилии. Мы вместе позавтракали и обменялись адресами. Мария приготовила мне пару свёртков с фруктами, там была папайя, манго, тамаринд, питахайя. карамбола и джекфрут.
Когда она везла меня в гостиницу, то у неё было такое скорбное лицо, словно на прощании с покойником. Мы с ней обнялись и у неё увлажнились глаза… Мне так и не пришлось больше их увидеть, так как нам сменили порт загрузки, и мы больше никогда не заходили в порт Ресифи...
Иногда, слушая мелодию «В лунном сиянии», мне видится образ Марии, и лунная дорожка на морской глади, которую пришлось бороздить много лет.
Нет данных (id)
Статья размещена: 28.12.2024
Заметили ошибку? Добавить отзыв Войти в кабинет организации Смотреть статистику Дать рекламу