14.07.2011 13:504132
Несостоявшийся Граф Монте-Кристо
Очень долго не решался рассказать о черных страницах своей жизни, связанных с моими благими делами. Но недаром говорят, что благими пожеланиями устлана дорога в ад! Вот, почти по такой же схеме, и произошли испытания меня на прочность и выживание после окончания последнего гарантийного ремонта транспортного рефрижератора «Ботнический залив» во Франции.
Вообще вся система ремонтов советских судов за границей была, на мой взгляд, очень несовершенной и неповоротливой, зажатой в рамки выполнения строжайших инструкций и не позволявшей техническому персоналу судна никаких лишних движений, никаких лишних экспериментов, придерживаться только строго утверждённых пунктов ремонтных ведомостей и ни одного шага в сторону. Причём ремонты производились в иностранных портах под неусыпным оком представителя Судоимпорта, нередко не имеющих никакого представления о кораблях, морской эксплуатации судов и ремонтах, зато они очень, строго соблюдали финансовую дисциплину и не позволяли произвести никаких, даже мелких, отступлений от ремонтных ведомостей.
Если вернуться немного назад, хочу рассказать, что ремонтные ведомости составлялись заранее, за 2 – 3 месяца до начала ремонта. Сумма в валюте, отпущенная на ремонт, была заранее известна, и в эту сумму необходимо было втиснуть все поломки, изъяны, выясненные недостатки в работе механизмов, а это было так сложно, потому, что всё, что шло от экипажа, отметалось и проходили те позиции, которые устраивали, не всегда грамотных и компетентных, работников береговых служб, как по палубной, так и по механической частям. Часто туда устраивались специалисты, имеющие лишь какое-то отношение к флоту, иногда тупые и некомпетентные, но с апломбом и связями, которые видели в моряках только исполнителей их воли.
При развале объединения «Эстрыбпром» эти «специалисты» успешно реализовались, ухватив самые жирные куски флота и создали свои, приносящие им немалые доходы, морские образования. А рыбаки, отработавшие во флоте 30-40 лет и больше, остались ни с чем, и лишились кораблей, которые приносили им доход, за их очень трудный, нелёгкий, рыбацкий труд.
Теперь о кадрах, которых посылали на ремонты: на гарантийные, на капитальные и другие, связанные с иностранными верфями, ремонтными предприятиями и доками, расположенными в зарубежных странах.
За редким исключением, на корабле оставляли капитана, старшего помощника капитана и старшего механика. Остальных специалистов подбирал отдел кадров объединения, судовые береговые службы и КГБ. Рядовой состав, за редким исключением, всегда комплектовал отдел кадров вместе с представителями КГБ.
Эти люди должны были наблюдать за моряками, чтобы они соблюдали моральный кодекс строителя коммунизма, следить за тем, с кем они общаются, что и где покупают.
На трапах в иностранных портах стояли исключительно моряки-матросы, связанные с КГБ и мухе не пролететь, чтобы они, что-то не заметили или пропустили.
Странная получалась «картина маслом». Люди, идущие на ремонт за границу, совершенно не были заинтересованы в качественном и эффективном ремонте.
Единственной их заботой и желанием было подольше задержаться на ремонте, закупить побольше «колониального» товара и потом повыгоднее его сбыть по возвращению домой.
К «колониальному» товару в одно время, когда заходили в порт Гибралтар были - ковры, косынки, капроновые рубашки, капроновые плащи, капроновые носки.
После того, как морской «Меккой» стали Канарские острова (туда перебрались и торговцы из Гибралтара), к «колониальным» товарам добавились другие товары: парики, гипюр, который закупали сотнями метров, кремплин, ткани с люрексовой ниткой, джинсы.
Я не сделаю никакого открытия, если перечислю, что везли за рубеж в основном чёрную икру, старинные иконы, золото, бумажные советские деньги, цветные металлы (бронза, латунь, баббит). Всё это реализовывали по бросовым ценам, и на эти деньги закупали «колониальные» товары. Так вот, эти доверенные люди и были самыми ярыми контрабандистами, и везли товаров на многие, многие тысячи рублей.
Только в порту отлавливали не их, а тех моряков, кто купил лишние джинсы, парики и лишние метры кримплена или люрекса, а настоящие контрабандисты, через некоторое время, вывозили машинами свой товар и имели на этом бизнесе немалые деньги.
Такая была система, и никто и ничего не мог с этим поделать, так как страх потерять работу, страх потерять паспорт моряка был выше гражданского долга выявить этих «оборотней» и сдать их властям. Мы тоже понимали, что в этой преступной цепочке связаны многие: частично таможенники, частично пограничники и какая-то часть представителей КГБ.
Несостоявшийся Граф Монте-Кристо
Молчание - золото, вот это было тогдашним лозунгом моряков, кто хотел ещё работать во флоте, кто не хотел иметь неприятностей с властями. На транспортных рефрижераторах, которые поставляли мороженную рыбопродукцию, процветала контрабанда, связанная с продажей мороженой рыбы. Там были настоящие рыбные мафиози, которые ворочали очень большими суммами денег. Техника продажи рыбы была довольно простой. Во время приёмки стропов, состоящих из картонных коробов (по 33 кг) мороженой рыбы, приёмщик с транспортного рефрижератора не отмечал 5-6 стропов рыбы (1 строп – около 1 тонны), а технологу рыбопромыслового судна платили деньгами или дарили какую-нибудь электронику. И так было со всеми рыбопромысловыми судами, а их количество зависело от грузовместимости рефрижератора. В общем объеме набиралось до 15-20 тонн, а может и больше, я этих подробностей не знал и никогда в них не вникал. Об этом знал только узкий круг людей - тот же технолог с рефрижератора, 2-й штурман и 2-3 матроса-приёмщика мороженной рыбной продукции. Мы, механики, штурмана и рядовой состав довольствовались теми крохами валюты, которые нам выдавали и ещё иногда получали добавку при продаже неграм своих вещей - одеколон, мыло, тапки, шапки и прочие носильные вещи. Бизнес «по-русски». Этого нам хватало, чтобы купить фруктов или пару бутылок пива. Система продажи мороженной рыбопродукции была отлажена. Рыбу сдавали в одном из африканских портов и за сверхсданные тонны получали большие деньги. На них в африканских портах закупалась электронная техника, которая была дешевле, чем в СССР.
Технику, довольно дорогую, привозили в порт для реализации. Это был уже ранний, профессиональный бизнес, тоже «по-русски»!
Но вернёмся к «Ботническому Заливу». Все французские специалисты были одеты в синие комбинезоны и выгодно отличались от нас, одетых в разношёрстные курки, штаны из ХБ, чаще всего ужасного покроя, не говоря уж о серых, монотонных цветах наших доморощенных полукомбинезонов. Вдобавок, каждый из них имел индивидуальный ящик с прекрасными, хромированными ключами другими удобными инструментами. Всё это вызывало у нас зависть и все мы, конечно, тоже хотели быть красиво одетыми и работать хорошим инструментом. Ведь мы были неплохими специалистами, а вот система нашего обеспечения могла бы быть и лучше, да не от нас это зависело. Вот и засела у меня в голове мысль - одеть своих механиков в синие комбинезоны и снабдить каждого отдельным набором инструментов.
В ремонтную ведомость были вписаны пункты по ревизии некоторых механизмов и систем, которые великолепно и исправно работали, но по требованию завода-изготовителя
должны были быть разобраны и осмотрены.
Я и подумал, а почему бы эту работу не сделать моим механикам, а сумму денег, отпущенных на эту работу, истратить на закупку инструмента, дефицитных запасных частей для механизмов и тех же комбинезонов.
Переговорил с капитаном, старшим помощником капитана, у них были точно такие же проблемы по палубной части. Решили, что ставить в известность представителя Судоимпорта не будем, так как это заранее будет не одобрено и вся наша затея будет обречена на провал. Представителям судоверфи, где мы ремонтировались, было абсолютно всё равно, куда будут израсходованы деньги, просто вместо запланированных пунктов, они отпечатали отдельные ведомости на закупленный инструмент, Зип и спецодежду. Главное - это, чтобы совпадали суммы на закупленное оборудование и суммы, указанные в ремонтной ведомости. Когда я объяснил своим механикам, что за простую работу по разборке топливных насосов и их ревизии можно будет купить инструмент, запчасти и спецодежду, то никаких аргументов против не было, все, без лишних вопросов и разговоров, согласились на эту «операцию». Когда привезли на борт инструменты, спецодежду, Зип - радость была безмерная, механики щеголяли в новеньких синих комбинезонах и стали обладателями новых наборов инструмента.
Но в этот раз и, наверное, не в последний, человеческая зависть оказалась сильнее, чем благородные человеческие позывы. Дело в том, что среди рядовых членов машинной команда (так же, как и среди палубной команды) основную часть составляли представители славного комитета безопасности, а они, как известно, стояли на страже законности. Как же так, механики одеты, с новым инструментом, а мы? А потом, это за какие же такие заслуги, за какие деньги, кто позволил? Всё ещё усугубилось тем, что некоторые из этих представителей славного комитета, совсем не хотели работать, они ведь были присланы сюда только наблюдатьи днём и ночью, а тут, оказывается, стали заставлять работать и не позволяли злоупотреблять распитием спиртного.
Нет, так они не договаривались, поэтому будем стучать, писать, доносить, выявлять и виновных строжайше наказывать!
Пока мы находились на ремонте, все эти недовольства зрели, как большой нарыв, а когда вернулись в Таллинн, он созрел и взорвался кучей доносов, устных и письменных, а потом налетела стая «грифов», которые и стали разбираться в этой куче дерьма.
Сказать, что то, что мы закупили инструменты, Зип и спецодежду было законно и правильно, я не мог ни тогда, ни сейчас.
Конечно, с точки зрения закона и финансовой дисциплины - это было противозаконно, но, с точки зрения реальной необходимости, практичности, экономии валюты - это было нормально, никто не пострадал, а, главное, государство, согласно тогдашней доктрине и согласно тогдашним советским правилам.
Когда мне пришлось доказывать, что я сэкономил валюту - мне пришлось делать целые экономические выкладки - сравнивать цены закупок на запчасти, закупаемые нашим отделом снабжения через фирмы-поставщики и цены, которые мы заплатили за этот
Зип на месте, во Франции, и, оказалось, что это было в разы дешевле, но это было потом, когда мною занялись КГБ и ОБХСС вместе, дружным тандемом.
Нас с капитаном, начали допрашивать, другого термина я не подберу, всё надо было написать на отдельном опросном листе, потом тебе давали другой и ты, снова всё писал, повторяя написанное - это, чтобы подловить тебя на разногласиях в написанном.
Не знаю, существовали ли тогда детекторы лжи, но, честное слово, я готов был бы дать показания на любом детекторе лжи, чем выдерживать эти гнусные допросы и унизительные вопросы, которыми тебя постоянно донимали.
Со стороны КГБ мной и капитаном занимался представитель, имя которого, и называть его человеком я не могу и не хочу, так как он не достоин, по моему мнению, даже называться человеком.
Со стороны ОБХСС был человек, для которого с самого начала было ясно, что вся эта канитель не стоит выеденного яйца, он задавал понятные вопросы, просил не спешить, давал возможность обдумать, прежде, чем ответить.
Самое трудное было сидеть, вспоминать прошедший ремонт (кстати, расследование начали через год после ремонта), ведь многое позабылось, не все моменты можно было вспомнить, человеческая память избирательна – многое просто забылось.
Я сидел ночами, вспоминал ремонт, и снова перебирая ремонтные ведомости, считал
и пересчитывал суммы, затраченные на ремонт, на обслуживание судна в ремонте, в доке, на все закупки и просматривал прочие ремонтные документы.
Часть документов, а именно, связанные с закупкой инструмента, Зипа и спецодежды, я не оставил на судне, а держал у себя в подвале, вместе с подшивками старых газет и журналов.
Когда я их нашёл в подвале целыми и невредимыми, у меня появилось второе дыхание, я инстинктивно понял, что вот они мои доказательства, они должны были мне помочь оправдаться и можно теперь доказать, на какие деньги и, что приобреталось, а главное - там были суммы, а они соответствовали контрактным суммам! Это главное!
Один раз нас с капитаном вызвали в главное управление инспекции Регистра СССР
и там надо было отчитаться за прошедший ремонт.
Сначала отчитался капитан, потом отчитался я (как старший механик) и, после моего доклада, председатель комиссии подвёл итоги наших докладов и сказал, что наши действия правильные и нарушений в проведении ремонта он не усматривает.
Тогда представитель комитета, сидевший среди членов комиссии, задал мне вопрос:
«Почему в отчёте за ремонт указаны суммы за обслуживание и прочие работы в доке? Это обслуживание и ремонты должны быть выполнены бесплатно!».
На этот вопрос председатель комиссии отреагировал сразу же и прокомментировал, что все эти работы в иностранных доках оплачиваются, а на эти работы должен быть документ - от администрации дока, с определённой суммой и подписанным с обеих сторон.
Я ответил, что документ есть и предъявил эту подписанную ведомость.
В помещении состоялась немая сцена - стоял, красный, как варёный рак представитель комитета и несколько раз повторял: «А мне этот документ не показывали». Члены комиссии вежливо молчали, кое-кто тихо посмеивался, а у меня на душе был маленький праздник, что утёрли нос этому исчадию страха и ада.
Меня и капитана отпустили и мы ушли, и комиссия тоже стала расходиться, а меня подозвал начальник инспекции Регистра и попросил отойти с ним в укромное место поговорить.
Меня это немного удивило, но любопытство взяло верх и мы ушли поговорить, где он мне рассказал, что комитетчик просил его при этом разборе утопить меня, т. е. сделать меня виноватым в неправильных действиях при ремонте, но после моего доклада и после предъявления мною документов, совесть не позволила ему выполнить просьбу этого представителя комитета, и он в этом не раскаивается.
Что мне оставалось делать, как не поблагодарить этого благородного и умного человека и ещё раз убедиться, что не совсем перевелись у нас честные люди. Но приятные сюрпризы на этом не кончились.
На следующий день мне снова пришлось идти в комитет ОБХСС, куда мне пришлось ходить почти как на работу, в течение почти двух месяцев.
В кабинете, ведущий моё дело следователь, принял меня довольно тепло, если можно так выразиться, и сказал мне, что моё дело они закрывают, и я могу идти и быть свободным и больше к нему не приходить.
Между нами произошёл разговор, в котором я ему сказал:
«Как хорошо, что я не сдал в макулатуру все старые газеты и вместе с ними и бумаги по ремонту!», а следователь пошутил: «Ты получил бы роман «Граф Монте –Кристо» граг а без этих документов мы бы сделали из тебя графа Монте-Кристо!».
Я вышел из кабинета счастливым человеком, небо было синим-синим, солнце ярко сияло на небосклоне, и жизнь была снова прекрасна!
Через 2 года на меня была предпринята очередная атака из Комитета, и снова этим же гадом, которая позволила ему снять меня с корабля, снова завести дело, по совершенно другому случаю. Снова ничего не удалось мне пришить, но должности они меня лишили, сняли с «Ботнического залива», посадили на ремонтирующийся корабль и списали в «отстой».
Как мне пришлось снова выплывать из этого болота и отмываться от грязи - это тема следующей страницы моей жизни и следующего рассказа.
Анатолий Акулов
Нет данных (id)
Статья размещена: 14.07.2011
Заметили ошибку? Добавить отзыв Войти в кабинет организации Смотреть статистику Дать рекламу