18.07.2011 14:054886
Тулон
Тулон - город Наполеона.
Слово «Тулон» стало метафорически означать момент блестящего начала карьеры никому не ведомого молодого военачальника капитана Наполеона Буонопарте, который здесь положил начало своей известности. Его план штурма города был рискованным, но имел шансы на успех.
17 декабря 1794 года начался штурм города. Наполеон шел во главе штурмующих, был ранен, но войска англичан и испанцев были разбиты и 18 декабря город пал.
Наполеон Буонопарте одержал здесь свою первую победу. Французская республика присвоила ему чин генерала. Генералу было всего 24 года. Вот в этом городе и была основана судостроительная верфь, на которой были построены транспортные рефрижераторы серии «Залив» для Советского Союза в количестве 5 единиц. Остальные 5 кораблей были построены в Дюнкерке.
Тулон - это живописный портовый город на Средиземном море и говорят, что это самый красивый порт в Европе. В древности здесь располагалась греческая, а потом римская колония. В 17-18 веках Тулон считался первоклассной морской крепостью.
Тулон окружён великолепной дугой белых известковых гор, которая огибает горы и подступает к морю. Побережье вокруг Тулона усеяно небольшими курортными городками с великолепными песчаными пляжами в уютных бухтах, прозрачной водой и богатством средиземноморской природы. Символом Тулона считаются цикады, пение которых особенно слышно в окрестностях города.
Самое интересное место города - это порт с рейдом и Королевской башней, 16-17 века, в которой открыт Морской музей. Прямо в порту находятся десятки ресторанчиков, где море плещется прямо у Ваших ног…
«БОТНИЧЕСКИЙ ЗАЛИВ» В ПОРТУ ТУЛОН
Наш «Ботнический залив» был построен в Тулоне (в 1970 году), на верфи Сен-Назер, и мы прибыли сюда в сентябре 1971 года на первый гарантийный ремонт.
Краткая характеристика судна.
Длина 153,2 метра, ширина 25 метров, осадка 9 метров, грузоподъемность 8360 тонн, мощность силовой установки 13160 лошадиных сил (2 двигателя Пильстик по 5580 л.с), скорость 17.3 узла. Район плавания неограниченный, число койко-мест - 102. Корабль был спроектирован так, что мог везти в заданный район океана 4000 тонн дизельного топлива, 2000 тонн мазута, 1500 тонн пресной воды и 100 тонн дизельного масла. После снабжения судов, мог загрузить 7500 тонн мороженой продукции и доставить в любой порт Советского Союза.
«Ботнический залив» прибыл в Таллинн 4 января 1971 года и стал на якорь на рейде.
Корабль перегнала в Таллинн перегонная команда из Калининграда (были тогда такие блатные перегонные команды, которые занимались перегонкой новых кораблей, снимая сливки, т.е. получая приличные командировочные в иностранной валюте, но это факт: такие блатные команды имели место быть). А вот теперь, осваивать корабль, выявлять все недостатки, допущенные при постройке корабля, должны были мы, обычные моряки, эстонской рефрижераторной базы флота.
Мы погрузились на буксир и отправились на корабль. Он стоял, весь в непривычных ярких неоновых огнях, как какое-то заморское техническое чудо, да так оно тогда и было, таких кораблей Эстония еще не имела.
Мы поднялись по новенькому трапу на борт и разошлись по своим заведованиям.
Не буду описывать наших восторгов по новейшему кораблю, но не могу не написать о том, что французские инженеры обладали настоящим даром технического дизайна.
Я много лет проработал потом на иностранных транспортных судах разных судостроительных фирм, но дизайн машинного отделения на «Ботническом заливе» был самым лучшим, самым продуманным, из того, что я видел.
Огромный машинный зал, центральный пост управления от борта до борта в центральной части зала, осмотр из ЦПУ Главных двигателей и других механизмов через смотровое стекло, также установленное от борта до борта. Автоматический запуск Главных двигателей и сцепление их с редуктором, запуск вспомогательных двигателей, запуск всех насосов и их дублёров, гидравлическое открытие клапанов, не выходя из ЦПУ. Система успокоитель качки – Флюм.
И, конечно, винт регулируемого шага, ВРШ, который в то время был, конечно, новым словом техники для транспортных судов, т.е. при швартовках и манёврах корабля теперь не нужно было механикам стоять на реверсах и вручную, через системы механизмов, изменять направление вращения винта, вперед или назад. Можно было управлять кораблём путем передачи управления из рулевой рубки в ЦПУ.
Вот, вкратце, для непосвящённых, я нарисовал картинку технической оснащённости корабля, что для 1971 года было просто потрясающим.
После обеда приёмщики погрузили на буксир свои ковры и прочие заработанные «непосильным тяжелым трудом» шмотки и ушли на буксире в порт, а мы остались с этим чудом техники один на один.
Всю ночь мы воевали с сигнализацией и прочими элементами защиты механизмов от действий «варваров-неумёх», так как из-за незнаний нами систем и прочих включений и выключений механизмов, немедленно срабатывала сигнализация, и мы носились по ЦПУ, трапам и машинному отделению, как стая горных козлов.
Но козлы прыгали от необходимости и удовольствия, а мы от своего незнания систем, механизмов и прочего…
К утру, мы узнали то, на что нам понадобилось бы месяцы, но мы укротили сигнализацию и бессильно склонили свои «отупевшие» головы на удобные для этого панели управления ЦПУ и наслаждались временным спокойствием и отсутствием рёва сирен!
ПОРТ ТУЛОН
Дальнейшее освоение корабля шло в обычном режиме, с изучением инструкций по обслуживанию механизмов и систем, с прочтением чертежей, благо все это было на чистейшем русском языке.
На гарантийном ремонте должны были устранить (бесплатно) все замечания, которые мы предъявили судостроительной фирме при эксплуатации судна за 6 месяцев и выполнить ряд ремонтных работ, предусмотренных при заключении контракта на постройку корабля. Для выполнения всех этих работ составляется ведомость гарантийного ремонта, оговариваются предварительные сроки ремонта. Для всего этого мы и прибыли в порт Тулон.
Днем мы общались с инженерами и рабочими верфи и познакомились с многими довольно интересными людьми. Стиль работы у них тоже был не совсем обычным для нас. У них рабочий день начинался с 8 утра, потом были первый, затем второй завтрак, и с 12 часов начинался обед. Рабочие брали обеды с собой, так как никаких мест общепита здесь не было, запивали обед разбавленным вином и уже с 13 часов начинали снова работать. Все были одеты в приличные голубые комбинезоны и работали самыми современными наборами ключей и других инструментов.
Инженеры и другой технический персонал свято соблюдали правила французской семьи, т.е. обедали только дома, только в кругу семьи, и разъезжались по домам на своих рабочих машинах. Это были в основном дешевые малолитражки, а вот на выходные дни инженеры выезжали на приличных «Пежо» и «Рено» последних годов выпуска.
К нам на борт зачастила в гости одна франко-русская семья - он доктор, француз, а она русская женщина, дочь эмигрантов, во время революции эмигрировавших во Францию. Семья была большая: четверо сыновей, все женаты, невестки, дети. Все они дружно в воскресенье обрушивались на корабль и так же гостеприимно принимали нас у себя дома. Приглашали нас в гости и ведущие инженеры верфи. Опишу одно из посещений.
Приехали мы со старшим помощником капитана в один из частных домов под Тулоном. Дом был 2-х этажный, интересный проект, внутри оригинальный дизайн, минимум мебели, внизу холл с камином, столовая, кухня, к ней примыкает винный погреб, куда нас попросили спуститься и лично выбрать ту марку вина, которая нам понравится. Можно подумать, что мы были такими знатоками вин, что без нас не могли обойтись… Но мы соблюли правила хорошего тона, показали на какие-то приглянувшиеся нам бутылки и потом поднялись в холл.
Семья инженера была небольшой, жена и двое детишек, которые все это время примерно сидели наверху, в детской. На первое был луковый суп. У французов существует легенда, что луковый суп был впервые приготовлен королём Франции Людовиком 15. Однажды, поздно ночью, король захотел есть и не обнаружил в своём охотничьем домике ничего, кроме лука, небольшого количества масла и шампанского. Он смешал найденные продукты вместе, отварил их, и так получился первый французский луковый суп.
Нам луковый суп подали на стол в большой белой фарфоровой супнице и, когда открыли крышку, то мы почувствовали богатый, пикантный аромат, который заставил наши желудки сладко защемить в предчувствии предстоящего праздника живота. Мы не обманулись в своих ожиданиях, и не спрашивали, какие ингредиенты были использованы при приготовлении этого супа, но вкус его был потрясающий!
На второе был гуляш французский - в нержавеющей, красивой, низкобортной кастрюле из мяса говядины, обжаренном с золотистым луком, залитым сливками с коньяком, вокруг мяса были красиво уложены маслины и оливки, немного изюма и посыпано молотым грецким орехом! К мясу, в отдельных ёмкостях, поставили какие-то соусы и приправы, от которых шёл опьяняющий аромат. Вкус передать невозможно, это мясо могли приготовить только во Франции, так как французы считают кулинарию творчеством, а искусных поваров - поэтами в своём деле.
Мясо подавали порционно, на добавку рассчитывать не приходилось, а хотелось, но разве попросишь…
Горечь неисполненных желаний запивали выбранными винами. К счастью для нас, вина оказались великолепными, из чего мы сделали вывод, что в этом подвале плохих вин не держат. После второго мы перешли из столовой в холл, где на отдельном столике, на большом блюде были нарезаны кусочками сыры самых разнообразных сортов (минимум два десятка), стоял французский коньяк в оригинальной бутылке, большие пузатые бокалы и чашечки для кофе. После употребления нескольких рюмок коньяка, тестирования сыров, хозяйка принесла кофейник с ароматным и крепким кофе. Сыры были все совершенно разными, от пахучих до невыносимо вонючих, но все отличного качества и отменного вкуса.
Хорошо, что инженер знал испанский язык, на котором я хорошо мог говорить, и поэтому наше общение было довольно содержательным. Обсуждали и вопросы ремонта, и политики, и любви, и женщин. Встреча была очень запоминающейся, а на корабль нас привезла жена инженера, так как инженер не выдержал соревнования с нами в употреблении алкоголя и как-то сник к концу нашей встречи.
Сен-Тропе
Поездка в княжество Монако.
В один из выходных дней нам объявили, что администрация судоверфи устраивает нам поездку в Монте-Карло, где можно было посмотреть и город, и морской музей, недавно построенный Жаком Кусто.
Написать в нескольких словах, что мы ездили в Монте-Карло, и это было интересно, мне не хотелось бы, поэтому, дорогие мои читатели, я сделаю небольшую преамбулу, где расскажу о тех местах, где мы побывали и, что увидели. Лазурный Берег во Франции - это юго-восточный берег Средиземного моря, расположенный к востоку от города Тулон до границы с Италией.
Популярностью Лазурный Берег обязан мягкому климату – теплой зиме и нежаркому лету. Лазурный Берег считается одним из лучших в мире мест отдыха. На Лазурном Берегу также расположено княжество Монако, в котором находится знаменитое игорное казино Монте-Карло.
Подобно ожерелью, лежат на Лазурном берегу драгоценные жемчужины – Сен-Тропе, Антиб, Ницца, Канны, Монте-Карло – такие красивые и такие разные.
Мы выехали из Тулона, дорога уходила в горы, и через некоторое время нам открылся вид на Лазурный Берег, он лежал весь на виду, прямо под нашими ногами, впечатление незабываемое. Меня тогда, когда я жил во Франции, все время не покидала мысль: «Ну почему бог так несправедлив, что одним подарил и прекрасную Землю, и море, великолепный климат, а других (я имел в виду себя и своих близких) так обделил».
Конечно, я любил свою Россию, и всегда буду её любить, но было обидно, что обделили… После Тулона, одной из достопримечательностей был курортный город Сен–Тропе, где мы сделали свою первую остановку в поездке по Лазурному Берегу.
Город считается самым фешенебельным местом на Лазурном Берегу.
Это излюбленное место отдыха мировых знаменитостей, многие из которых выбрали этот элитный курорт для строительства своих вилл.
Мы увидели порт Гримо и прошлись по его набережным, описать всё это невозможно, это надо увидеть. Порт Гримо - марина в заливе Сен-Тропе на несколько тысяч яхт.
Его сравнивают с Венецией – каналы, мостики, виллы, моторные яхты – всё, что только можно себе представить. Наши глаза разбегались, не знали, на чём остановить внимание…
Провансальский колорит, сосны, великолепные песчаные пляжи, бары, отличный сервис, предоставляемый туристам, является отличительной особенностью этого курорта. Но «горн» зовет, мы усаживаемся в автобус и продолжаем свой путь по Лазурному Берегу. Первое место остановки после Сен-Тропе были Канны.
Канны
Канны.
Канны – знаменитый город кинофестивалей, конгрессов и семинаров.
Мы увидели великолепный Каннский Дворец Кинофестивалей, поднялись вверх по знаменитой парадной лестнице, прогулялись по аллее звезд, где оставили отпечатки своих рук актёры с мировым именем.
Рядом открывался вид на Каннский залив и знаменитые Леренские острова, которые до сих пор хранят тайну узника Железной маски.
Времени для осмотра Канн нам было отпущено мало, да и впереди ещё много интересного и нового. Мы загрузились в автобус и поехали дальше, по петляющей среди гор и лесов, дороге. Внизу мы наблюдали и петляющую дорогу, и прекрасные виллы, и голубые островки моря сквозь изумрудные ветви деревьев, так близко растущих у дороги, что, казалось, они вот-вот упадут в пропасть…
НАБЕРЕЖНАЯ НИЦЦЫ
Ницца - столица Лазурного Берега, раскинулась на берегах залива Ангелов.
Она встречает нас живописной Английской набережной, прекрасными отелями, дворцами и паласами, изящными виллами. Ещё до революционного времени наиболее популярным местом отдыха для русских, была Ницца.
Русские поселенцы основали здесь свою небольшую колонию ещё в 17 веке.
Но «русское нашествие» на Лазурный берег началось в 1856 году, после неудачной для русских Крымской войны. Русская колония увеличилась после Февральской революции и, особенно, после Октябрьского переворота из-за последующего увеличения иммиграции. В 1930 году в Ницце жили уже 5300 человек.
На вилле в Грасе жил великий русский писатель Иван Бунин.
НАШ ЭКИПАЖ НА АНГЛИЙСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ
Мы выгрузились из автобуса и принялись фланировать по Английской набережной, на которой, даже в эти утренние часы, было много народа.
Фотографировались на Английской набережной для памяти своим потомкам, понимая, что живём в такой стране, из которой попасть сюда ещё раз поможет только чудо!
Песчаный пляж находился в десятках метров от набережной, и странно было наблюдать
в это время года, в конце октября, лежащих на пляже обнаженных людей.
В 1912 году в Ницце был построен и освящён православный храм в честь святого Николая Чудотворца и был назван - Свято-Никольским собором. Мы посетили этот величественный и красивый собор, где я поставил перед образами две свечи, за упокой папы и мамы. Это было моё первое, несознательное приобщение к православной религии, хотя я был крещён ещё в раннем детстве, но до этого момента как-то не осознавал, как мне относиться к православию.
КАРТА ЛАЗУРНОГО БЕРЕГА
МОНТЕ-КАРЛО
От Ниццы до Монако было рукой подать, всего 12 км, а от Монако до Монте-Карло всего 1 км. Дорога из Ниццы до Монако считается одной из самых красивых во Франции - живописные заливы, скалистые берега, приморские деревушки.
Монако - это маленькое, независимое государство, Княжество.
Княжество Монако, одно из самых маленьких государств мира, расположено на юге Европы, на берегу Средиземного моря, близ границ Франции и Италии.
Современная история Монако начиналась ещё с древних времён, когда эти благодатные территории обжили финикийцы, на смену которым в дальнейшем пришли греки и римляне. В дальнейшем княжество Монако попало под власть генуэзцев, которые в 1215 году построили тут крепость, и здесь окончательно утвердился генуэзский род Гримальди.
Монако превратилось в самостоятельное феодальное княжество под протекторатом Генуи. Долгое время Монако находилось под властью Испании, затем Франции, а после поражения Наполеона находилось под протекторатом Сардинии.
В 1861 году князь Монако продал Франции права на города Ментона и Рокбрюн, а это почти 80% территории княжества, фактически согласившись на французский протекторат. В 1863 году в Монте-Карло открылось первое казино и это стало одним из самых значительных событий в истории Монако, потому как вскоре игорные заведения княжества получили мировую известность и стали не только главной достопримечательностью, но одним из основных источников доходов крохотного государства.
КАЗИНО МОНТЕ-КАРЛО
В оперном театре Монте-Карло пел Фёдор Шаляпин, выступала труппа Сергея Дягилева, танцевала балерина Павлова, танцевал Нижинский. Свою славу элитного курорта оно приобрело во второй половине 19 века, благодаря развитию игорного и туристического бизнеса.
Княжеский дворец расположен на вершине скалы, с которой виден порт Монако.
Вся страна уместилась на небольшом участке горного массива. Страна богатых людей. Внизу в порту, скопилось немыслимое количество шикарных яхт, одна краше другой.
Мы посетили сад экзотических растений с великолепным панорамным видом. Потом пошли в Японский сад Монте-Карло, там увидели множество небольших прудов и плавающих в них разноцветных японских карпов, в окружении японских сакур.
Наконец пришла очередь посетить розарий Принцессы Грейс, жены князя Монако. Он был разбит на берегу маленького озера с уникальными видами роз.
В старой части города находится княжеский дворец, перед которым ежедневно проводится смена почётного караула - мы присутствовали на этой помпезной и красивой церемонии, и потом все вместе сфотографировались со стражами дворца на память.
Все так устали от всех впечатлений, хотелось есть, а тут ещё предстояло идти в морской аквариум Жака Кусто. Общим решением решили добираться до автобуса, там пообедать и передохнуть. После набраться сил, терпения, и идти в легендарный Океанографический музей Монако с обширным аквариумом.
Меня всё время сверлила мысль, что как же так, мы в Монте-Карло, и у нас единственный шанс в жизни посетить казино, а мы собираемся идти в аквариум. Этого я не мог бы себе, потом, простить никогда!
И я принимаю решение идти в казино, предварительно склонив к этому «преступлению» ещё двух человек из экипажа, из моей машинной команды.
Мы сказали, что пойдём к автобусу позже и направились к входу в казино.
ВХОД В КАЗИНО
Казино всё сверкало и ослепляло своей красотой.
Мы прочитали у входа объявление, что за вход в казино нужно купить билеты, на которые у нас, естественно, не было необходимой суммы. Настроение у нас как-то сразу упало, было обидно, что мечта не исполнится.
Разговаривали между собой на русском языке, вставляя в речь ненормативную лексику в приличном объёме.
У входа в казино стоял и курил высокий, дородный француз, лет около сорока, красивый, очень парадно одетый, во фраке, почему-то красного цвета, с бабочкой на манишке. Когда наш мат стал набирать повышенные обороты, он вдруг стал прислушиваться к нам и потом решительно подошел к нам и приветствовал нас на русском языке самым отборным матом, которого мы никогда даже не слышали, а потом улыбнулся и сказал: «Спасибачки»!
Это нас так удивило, что мы не знали, как же дальше себя вести, что нам делать? Но он быстро разрядил напряженную обстановку, протянул огромную ладонь и представился: «Я есть Жан!» и добавил ещё несколько матерных солёных выражений в добавление к этому представлению. Тогда мы просто рассмеялись, но не обидно, а нам просто стало очень легко с этим большим, красивым и странным человеком.
До сих пор не понимаю, как же мы понимали друг друга: он не знал русского языка, кроме нескольких слов, но знал великолепно все обороты и повороты русского отборного мата, а мы знали по-французски тоже несколько слов, и единственно нам помогало знание мной испанского языка, который Жан немного знал.
Его история такова - во время Второй Мировой войны он попал в концентрационный лагерь в Германию и там судьба свела его с русскими солдатами, которые страшно голодая, спасли его от голодной смерти, по кусочкам и крошкам делились с ним хлебом, и одновременно учили его русскому языку.
Но в памяти у Жана остался в основном русский мат и неистребимая любовь к русским людям. Прошло много лет, но он никогда не забывал тех, кто ему спас жизнь в таких ужасных условиях. Он нам сказал, что в казино ходит много русских, богатых, живших в прошлой России, но он первый раз видит советских моряков, не побоявшихся прийти в казино и которые не думают о том, что им будет, если об этом узнают КГБ и другие интересующиеся такими посещениями органы…
Мы не стали комментировать его предположений, так как заранее решили, что «чему быть - того не миновать!», и пошли с нашим метрдотелем (это была его должность в казино), внутрь казино. Дворецкий открыл перед нами дверь места надежд и разочарований!
ИГРАЛЬНЫЕ АВТОМАТЫ
Жан сначала привел нас в бар, нам налили в бокалы великолепного французского коньяка, поставили блюдо с сырами, маслинами, копчёным окороком. Когда я сказал Жану, что у нас мало денег, он улыбнулся и сказал: «Вас угощает метрдотель! За всё плачу я!».
Припоминаю, что ковры в залах, где мы находились, были такие толстые, такие пышные, что по ним было страшновато ходить, но мы уже вошли во вкус и смело вышагивали по этим произведениям искусства.
Жан водил нас из зала в зал, при каждом заходе нам предлагали и коньяк, и закуски, и кофе, и мы уже почувствовали себя такими же свободными, счастливыми и богатыми, как наши знакомые из казино, а Жан был наш брат, не меньше.
Жан выдал нам денег (всем поровну) на мелкие расходы и мы попробовали себя в роли игроков и на одноруком бандите, и за столом, и в рулетку.
Во время игры с автоматами, рядом с нами ходила женщина средних лет, с большой парусиновой сумкой через плечо. Мы сначала посмеивались над этим «прикидом» с сумкой, но когда она бросила монеты в очередной автомат, и всё сошлось - из автомата с грохотом посыпались монеты, а объект наших насмешек, с торжествующим видом, выгребала сотни франков в свою парусиновую сумку!
Это было здорово, это заразило энтузиазмов не только нас, а всех присутствующих, и деньги в щелки автоматов стали бросать ещё лихорадочнее.
В конце встречи, Жан, зная, что мы встречаемся последний раз, по секрету сказал нам, что это подсадная «утка», и её специально запускают для поднятия настроения игрокам и чтобы поднять игровой градус! Все деньги мы, конечно, проиграли, но мы почувствовали, что и мы «можем», забыв на время о том, кто мы и откуда.
ЭТО РУЛЕТКА…
В зале, где играли в рулетку, игроков было немного, все довольно преклонного возраста, с какими-то ненормально напряженными лицами и очень нервными, суетливыми руками.
Время шло, мы позабыли о времени, все было так прекрасно и удивительно!
Мы заходили в зал, где играли премьер-министры, принцы и прочие важные персоны.
Там над столами висели плакатики со ставками, самыми низкими, которые составляли не менее 150 тысяч франков. Да, там действительно ощущался запах денег, но, может быть, это мне только показалось?
Нам показали комнаты, где проигравшиеся женщины, которые вместо денег, ставили на кон себя, потом рассчитывались натурой в этих шикарных помещениях.
Интересно, что у входа в эти комнаты висел плакат, где вместо рулетки на игорном столе лежала полуобнаженная красивая женщина - это было интригующая реклама!
В зале, где играли в рулетку, игроков было немного, все довольно преклонного возраста, с какими-то ненормально напряженными лицами, и очень нервными, суетливыми руками.
Показали помещения, где проигравшиеся до последнего франка игроки могли покончить счёты с жизнью, но мы слабо в это поверили, а Жан сказал, что это наше дело, верить или нет. Ему очень хотелось, чтобы мы узнали всё и даже больше, чем об этом знают!
У ВХОДА ВО ДВОРЕЦ
Мы спросили у Жана, какие были самые большие выигрыши и он нам рассказал, что выигрывали большие суммы, в несколько миллионов франков, но игроки всё равно возвращались назад в казино и снова всё проигрывали до франка.
И был только один случай, когда выигравший несколько миллионов франков, не вернулся! Только один! Вот такая статистика, пример для любителей азартных игр!
Мы были полны впечатлений, были опьянены всей этой роскошью, этим богатством и таким братским отношением к нам, русским морякам!
Конечно, нам очень повезло, что нам встретился Жан, что он был полон добрых чувств к русским людям, но судьба помогает тем, кто этого сильно хочет!
К автобусу мы вернулись поздно, опоздали на целый час, на нас с укоризной смотрели все члены нашей экскурсии, но, что мы могли им сказать?
Мы не могли даже похвастаться, что совсем недавно были посетителями казино в Монте-Карло и играли там, на деньги - это было опасно. Мы не хотели разборок с представителями КГБ, мы боялись за свои семьи, и мы вынуждены были молчать.
Но моя мечта исполнилась - я там был, я играл в казино Монте-Карло!
Нет данных (id)
Статья размещена: 18.07.2011
Заметили ошибку? Добавить отзыв Войти в кабинет организации Смотреть статистику Дать рекламу