Чековая книжка

13.07.2011 19:094484

ТР Ботнический залив

Прошло два года, как развеялись чёрные тучи над моей головой, но, совершенно неожиданно, они снова начали сгущаться надо мной и, наконец, грянул гром, только не
с той стороны, откуда его можно было ожидать.

Но вот только мутный собиратель туч остался прежний - никак не успокоившийся представитель комитета государственной безопасности. Хотя, если хорошо подумать, то: «Какое мы, простые моряки, имели отношение к государственной безопасности?».
Бред, конечно, но от этого мне не было легче.

Мы были в рейсе, на ТР «Ботнический залив», капитаном был Петров Иван Григорьевич. Раньше был старшим помощником на нашем корабле: спокойный, вежливый, тактичный и грамотный моряк.
На ремонтах во Франции он с нами не был, и это может быть и стало определённым катализатором в той ситуации, которая послужила началом следующих событий.

На корабле, согласно утверждённых требований заказчика, были построены две канцелярии для документов, одна для механиков, вторая для штурманов.
И вот однажды, 3-й штурман, разбирая в канцелярии документацию, обнаружил среди книг французскую чековую книжку на предъявителя, гражданина Франции.
Он отнёс её капитану, тот посмотрел на неё, посмотрел, а потом и доложил через секретчика (был такой штатный кадр на корабле) в комитет безопасности.
Этим он бросил в затухающую топку такую охапку дров, что потом нам всем мало
не показалось.

Мне кажется, что если бы он поговорил со мной, и я ему рассказал бы о том, через какие мытарства мне пришлось пройти два года назад, то может быть он отложил бы её в какое-то другое место или просто выбросил бы её за борт, то всем было бы лучше, а мне особенно, но, увы…. Что случилось, то случилось!
А случилось следующее.

Балтийская таможня

Транспортный рефрижератор «Ботнический залив» должен был зайти в порт Ригу на выгрузку мороженной рыбопродукции, которую нам загрузили в районе Северной Африки, порядка 7000 тонн.
Обычно по приходу судна в порт на борт поднимался наряд пограничников, состоявший из 6-7 человек, а потом приходили таможенники в составе 3-4 человек, санитарный врач и портовые власти для оформления приходных документов.
Мы зашли в порт днём и увидели на причале столько встречающих лиц в мундирах, что были поражены увиденным. Наряд пограничников был обычным, но вот количество таможенников было беспрецедентным (15-20 человек) и, как навозный жук среди дерьма, вертелся среди них с отвратительной тупой рожей комитетчик с толстыми мясистыми вывернутыми губами, похожий и лицом (только без очков), и манерами на бывшего босса КГБ Лаврентия Берию.
Я ничего не преувеличиваю и не придумываю, они были действительно очень похожи!
Когда я его увидел, сердце у меня болезненно заныло, я почувствовал, что этот работник плаща и кинжала здесь не просто так, мне только непонятно было, что он от меня хочет, какую ещё яму он мне вырыл?
Меня вызвали в каюту капитана, и только там я узнал, что нашли какую-то французскую чековую книжку на предъявителя. Комитетчик стал меня спрашивать в довольно грубой форме: «Что я об этом знаю?». Но мне было странно слышать всё это: про книжку и про то, что я могу об этом знать? Состояние было ужасным, голова горела огнём, словно туда поместили горящую головешку, сердце стучало и билось отчаянно в груди, мне было больно и обидно. Когда же меня оставят в покое? Когда меня перестанет преследовать этот кошмарный, ужасный, неприятный тип? Что ему от меня надо?
Через много лет, когда нам стали доступны многие материалы о методах работы КГБ, я часто вспоминал своё тогдашнее состояние и, сравнивая с прочитанным, я так хорошо понимал, что переживали невинные люди, но им было, наверное, ещё хуже и страшнее, чем мне, так как их арестовывали, сажали в тюрьмы или уничтожали.
Но всё равно мне было страшновато, хотя я не понимал почему.

Но вернёмся к осмотру (шмону).
Меня пригласили в мою каюту, где уже всё было вверх дном, подняли ковры, выдвинули ящики всех столов, мебели. Перерыли всю мою документацию, листик за листиком, всю техническую документацию, личную переписку, письма, фотографии, все бумаги.
Что искали, мне непонятно, но ощущение было омерзительное, они словно рылись у меня в моей душе, нагло, бесцеремонно. Ничего они не нашли, т. е. не нашли того, чего искали. А искали, как мне потом объяснили мои знакомые из КГБ, тоже чековую книжку, только на моё имя. В больном воображении комитетчика, после доклада капитана о найденной на судне чековой книжке, созрело утверждение того, что во время предыдущего ремонта судна во Франции, у меня появилась чековая книжка …
За что, за какие такие заслуги у меня могло появиться столько денег, что их можно было положить на чековую книжку? Вот это и было загадкой для меня, а для комитетчика было истиной, только надо было это доказать и найти доказательство - чековую книжку на моё имя! Вот так, и не меньше! Несколько часов занял обыск, допросы, но результат был нулевой, так как никаких книжек не было найдено. Их просто не существовало.
Взбешенный комитетчик заявил капитану, что он забирает меня с собой (арестовывает?) и увозит в Таллинн. Ну, что я мог поделать? Я не знал ни законов, ни того, что это законно или нет… Меня, как барана, посадили в автобус, который уезжал из Риги поздно вечером и утром должен быть в Таллинне. Сидячих мест не было, и мне пришлось стоять на ногах почти 7 часов. Состояние было ужасное, жизнь снова казалась невыносимой, всё было только в чёрных красках, грызла мысль: «А как же мои родные, жена, сынишка?».

Было горько сознавать, что находишься в каких-то тисках, чувствуешь себя совершенно бесправным и незащищённым, а какой-то, ненавистный тебе тип, распоряжается твоей судьбой, и ты ничего не можешь поделать. И за что? Что я сделал? Ответов пока не было. Зачем меня везут в Таллинн, что ещё хотят от меня, я не знал и не понимал.

Рано утром, уставший, невыспавшийся, подавленный и разбитый я приехал в Таллинн.
Меня сразу же повезли в отдел Комитета и снова начали допрашивать: о Франции, о ремонте, о деньгах, и всё напирали на то, чтобы я сказал - где я хранил деньги, где моя чековая книжка? Уже прошло два года, многое позабылось, а меня всё допрашивали и допрашивали. Они, конечно, хотели сломать меня, но мне не о чём было рассказывать и к концу дня это стало понятно и моим мучителям. Меня отпустили домой уже в конце дня.

Домой я пришел разбитый и утратившим веру во всё хорошее, всё казалось только чёрным и только чёрным. Так прошло несколько дней, до прихода в порт «Ботнического залива». На судне я пробыл немного, мне пришлось передать дела другому старшему механику - и никто мне не объяснял, почему и зачем меня снимают с корабля!
Кто-то и где-то решил это, а мне даже и не удосужились объявить об этом.
Вот такие тогда творились беззакония, сказали тебе уходи, и всё, так кому-то надо!
Вот такие тогда были времена! Это была в действии советская система!
После ухода с корабля меня вызывали на партбюро, объявили выговор за нарушение финансовой дисциплины ( уже прошло 2 года после этого нарушения), понизили в должности до второго механика, и отправили на ремонтирующийся корабль, ПР «Корк», на Балтийский завод. С судна были вывезены почти все двигатели и механизмы, а механики несли здесь вахту днём и ночью, ничего не делая, если не считать игру в шеш-беш до одурения и контроля за пожаробезопасность.

Просидел я в ремонте почти 8 месяцев, в должности 2-го механика и стало мне так обидно и тоскливо: «Сколько же можно издеваться надо мной?». Друзья посоветовали мне обратиться в ЦК компартии Эстонии, к женщине, курирующей нашу рыбную промышленность. Это была Лидия Сиприя, старая, заслуженная, партийная функционерка, которая пользовалась большим уважением среди партийцев и просто рядовых людей
заслуженным авторитетом за свою принципиальность и честность. Я записался на приём, оделся в парадный флотский мундир и пошёл к ней на встречу. Робко открыл тяжёлую дверь в огромный кабинет и увидел за большим столом седую, довольно приличного возраста женщину с приятным лицом и строгими, но какими-то улыбающимися глазами. Мне стало сразу как-то свободно, словно упали путы с ног. Попросила сесть на стул, который стоял в торце стола. Она спросила: «Ну, сынок, что ты натворил, рассказывай, только честно и без утайки!». Меня как прорвало и я, чуть не захлёбываясь словами, выложил ей все мои беды и неприятности, которые меня преследовали последние два года. Она очень внимательно, чуть склонив набок свою головку, слушала, а в некоторых местах моего рассказа, усмехалась и писала в тетрадь какие-то заметки. Когда я закончил, то сидел весь красный, как варёный рак, и у меня чуть-чуть подрагивали запястья рук. Сиприя спросила: «И это всё?», на, что я, почти заикаясь, ответил: «Всё, а, что ещё?». Она помолчала, ещё что-то черкнула в свою тетрадку и потом сказала: «С тобой всё ясно! Иди и работай!». Я поблагодарил её за внимание и буквально выскочил из кабинета, с «опустошённой» головой, спустился вниз, оделся и вышел на улицу. Всё время сверлила мысль: «Поверила она мне, или нет?». Я очень надеялся на неё! Через несколько дней меня вызвали в партком объединения и секретарь спросил: «Почему же ты к нам не пришёл? Ну ладно, потоптались мы немножко у тебя на груди, ты нас не обессудь! Пойдешь в море, ищи себе судно!».

Плавбаза Станислав Монюшко

Вот так, только после обращения к вышестоящим инстанциям, я выполз из того болота, из того «отстоя», куда меня загнал комитетчик и постаравшиеся ему услужить береговые начальники разных служб и никто из них не встал на мою защиту!

Спасибо тебе, уважаемая Лидия Сиприя, которая разобралась в этой гнусной паутине, которой опутали меня и пытались уничтожить, как человека и специалиста, и дала мне возможность реабилитировать себя и продолжать работать во флоте и работать на судах, уходящих в заграничное плавание до сих пор.

Я сначала сделал рейс вторым механиком на БМРТ-564, а потом мне предложили должность старшего механика на плавбазе «Станислав Монюшко».

Через год я уже работал главным механиком на плавбазах «С. Монюшко»

Чековая книжка

Р.S. Комитетчику, который так упорно искал у меня чековую книжку, посоветовали вернуть найденную чековую книжку на предъявителя, (гражданина Франции, который нашёлся и объяснил, что он потерял её во время визита на судно, во время ремонта «Ботнического залива») и сохранить лицо Советского государства. Сделал он это, или нет, я не знаю. Знаю от ребят, которые работали в КГБ, что он мечтал получить очередную звёздочку за раскрытие преступления, которого не было! Насчёт звёздочки тоже не знаю, но вот после всех этих событий у меня выработался чёткий синдром недоверия к определённым органам, и к их, не самым достойным, представителям!

Анатолий Акулов

Комментарии

1Alex27.01.2012 17:51
Ну и что, член партии проявил бдительность, автор интересно о чём думал, когда в партию вступал, о ЦК небось мечтал.Скорее всего какой-то камрад (с корабля) свой специфический комментарий приложил к рапорту о книжке, здесь обижаться можно только на самого себя и на неустановленного своего товарища. В блатных конторах Союза, связанных с загранкой это обычная история.И какая ранимая душа у автора, можно подумать он родился в Париже, а не в СССР.
Ответить
2Сергей27.01.2012 19:39
В те времена вступали в партию, чтобы продвигаться по служебной лестнице, и никто из простых моряков не думал о ЦК.И что, ранимые души только у тех, кто родился в Париже? Какие перлы знания человеческих душ!По отзыву чувствуется, сколько злости у написавшего комментарий, зачем лить эту желчь на страницы интересного рассказа!
Ответить
3Вадим27.01.2012 21:17
Настоящие Судомеханики, которым было оказано доверие ремонтировать суда за пределами нашей страны, отдавали все свои знания и силы для ускорения ремонта судов и скорейшей подготовки их в работе на промысле. Они как всегда оставались трудоголиками. Ни в каких финансовых сделках они не участвовали и участвовать не могли. Для этих целей существовали представители Соврыбфлота, контролирующие расходы по ремонту судов и сроки выхода судов из ремонта. Анатолый Акулов является настоящим судомахаником и, если кто-то хотел навредить ему, то он этого добился и свою миссию выполнил. Честного человека легче обвинить, чем ему поверить. Хорошо, Анатолий, что все уже давно позади. Оставайся таким, как ты есть, и вспоминай все хорошее, рожденное в тяжелых трудовых буднях моряков, это греет наши сердца и тревожит наши души. С уважением Вадим.
Ответить
4Анатолий Акулов27.01.2012 23:29
Вадим! Очень тронут твоим отзывом, не перевелись ещё честные и порядочные люди на нашей Земле! Это согревает душу и вселяет уверенность в то, что хороших людей всегда больше в этом мире, а мелкие укусы всегда будут от завистников или людей, просто потерявших веру в добро и порядочность.Это не их вина - это их беда! С уважением!
Ответить
5Игорь Самохин28.01.2012 13:19
Господин Alex. Этот член партии не проявлял бдительность. Это быстрее всего ускоренное продвижение по служебной лестнице и получение очередной звёздочки на погоны. Все мы, прежде, чем занять высокую должность капитана или главного механика на судне, которое ходило в заграничные рейсы, должны были быть членами партии. Такова была установка райкомов партии или даже ЦК партии.Далее, почти весь комсостав заставляли быть внештатными сотрудниками КГБ, особенно это касалось старшего командного состава. Это была советская действительность. Мне приходилось много раз принимать и ремонтировать суда за границей. И всегда нужно было думать, как грамотно это делать с наименьшими затратами. Какое это продвижение по службе. Мы и так уже к этому времены были главными механиками за счет своего ума и труда. Всё это делалось со стороны "родной партии " только с одной целью-переложить персональную ответственность на другого. Анатолий! Совесть наша чиста перед богом, нашими друзьями. А перед Alex мы оправдываться не должны. C уважением, Игорь.
Ответить
6Валерий10.06.2012 12:24
"Почти весь комсостав заставляли быть внештатными сотрудниками КГБ. особенно старшего комсостава". Такое заявление, по-моему, чушь собачья. Даже при тогдашних маразме и глупости большинство людей, с которыми мне пришлось работать на судах загранплавания, были честны и никогда не смогли бы предать коллег по работе. А получением нетрудовых доходов (так это тогда называлось) по мелочи (перепродавая колониальные товары) занимались поголовно все моряки.
Ответить
7Акулов Анатолий10.06.2012 12:52
Я не заявлял, что весь старший комсостав был сотрудником КГБ, а его пытались заставить! И большинство моих товарищей по работе в море были неподкупны и честны. Но в любом случае это не даёт Вам право поносить меня нехорошими словами, это как раз и характеризует Вас как нетерпимого к другим мнениям и критике человека, настоящего продукта совка.
Ответить
8Валерий10.06.2012 13:23
А я не Вас имел ввиду, мой комментарий - ответ Игорю Самохину (см. выше). И где Вы увидели нехорошие слова? Излагая свое мнение, я всегда добавляю "по-моему". Каждый человек имеет право иметь свое мнение, даже бабуся, сидящая на скамейке у нашего подъезда. В ответ надо, по-моему, не обижаться и оскорблять людей, а аргументировано возражать. Подчеркиваю, по моему мнению. Но, возможно, я ошибаюсь. Печально читать о себе такие определения. И правда, чего я суюсь со своими рассуждениями? Незваный гость хуже татарина. Всего доброго.
Ответить
9Акулов Анатолий10.06.2012 13:45
Я не обратил внимания, что вы отвечаете не мне и долго искал в своём рассказе эти слова! Чтобы такого не происходило, лучше указывать, кому предназначен этот комментарий. Но даже если это и Ваше мнение, то "чушь собачья" не относится к нормальной лексике и аргументации и может обидеть любого человека, а Игорь Самохин мой однокашник по Херсонской Мореходке и он относится как раз к той категории моряков, которые были неподкупны и честны.Насчёт татарина тоже не могу согласиться, среди них у меня очень много хороших друзей, и эту поговорку давно пора исключить из общения людей!
Ответить
10Валерий10.06.2012 14:30
Я просто не знал, что Чингиз Хан и Батый являются вашими друзьями.
Ответить
11Акулов Анатолий10.06.2012 14:56
Хотел не отвечать, но этот комментарий подчёркивает Вашу нетерпимость к инакомыслящим, а татары, действительно, в России - одна из титульных национальностей, и, живущая в ладу с русскими много веков, несмотря на разные вероисповедания, и дружить с ними - нормальная человеческая практика.Только, как пристегнуть Чингиз-хана и Батыя к нашей переписке? Абсурд!
Ответить
12Валерий10.06.2012 17:32
"Абсурд". Тоже хотел не отвечать, но обвинять меня в нетерпимости - это слишком. Никогда не разделял людей по национальному признаку. А татарами, во времена Золотой Орды китайцы звали монголов и земли, завоеванные монголами, назвали Татарстаном. Затем при распаде орды, появились Казанское, Крымское и др. ханства. Во куда занесло меня от возмущения. А насчет поговорок, действительно можно дойти до абсурда. "Не все коту масленица" - обидно за котов и вообще за всех животных.
Ответить
13Акулов Анатолий10.06.2012 18:34
Валерий! Неужели Вы думаете, что я никогда не читал исторические материалы и не знаю, откуда появились татары? А вот поговорки о котах и татарах как-то не объясняют моей "дружбы" с Чингиз-ханом и Батыем! За котов и животных Вам обидно, а мне обидно за татар. Вам хочется оставить последнее слово за собой, пусть так и будет, я не обижаюсь! Мне не присуще желание быть умнее кого-либо, нужно быть добрее и терпимее.
Ответить
14Сергей Смирнов03.07.2012 13:23
В ответ на сообщение № 2 от Анатолий Акулов: Уважаемый Анатолий! С удовольствием прочитал Ваши воспоминания. Я тоже работал на пб "Монюшко" с 87 по 92 год слесарем, механиком РМУ, наладчиком. Сейчас смотрю фото, где мы с вами в одной волейбольной команде выиграли приз - по несколько банок сгущенки. Все равно хорошие были времена. Часто вспоминаю с ностальгией. Вам здоровья и удачи!
Ответить
15Акулов Анатолий18.07.2012 10:16
Уважаемый Сергей! Прекрасно тебя помню и волейбол, когда мы играли в одной команде, тоже помню! Спасибо за внимание, где находишься и сообщи свой эл. адрес. Всего тебе наилучшего, тоже здоровья и успехов в жизни!
Ответить
16Смирнов31.07.2012 23:12
В ответ на сообщение № 19 от Сергей Смирнов: Здравствуйте, Анатолий! Я живу в Калининградской области. Спасибо за ответ. Мой адрес: sergei.smirnov1963@yandex.ru. Всего Вам наилучшего.
Ответить
17Фёдоров Евгений Александрович08.09.2012 02:56
Анатолию! Хай!Прочитал с болью в сердце. Сам понимаешь, что мне пришлось пережить после статьи 88, ч.2 и 4-х лет сроку по КГБ -шной статье. нарушение "правил" (!) о валютн. операциях)Евгений.
Ответить
18Lusi17.12.2015 09:23
Как уже надоели эти авторы, пытающиеся очернить КГБ. Вот из-за таких, как автор и произошло в стране ТО, что произошло!Не с уважением к автору.
Ответить
19Анатолий18.04.2016 10:47
Прочитал этот бред и стало грустно. У меня за плечами ХМУРП (1967-1971), ОВИМУ (1972-1977), доработался до старшего механика. Работал в системе морского флота, рыбного хозяйства и в речном флоте. Сразу видно, что "писака" к флоту отношения не имеет. Применять термин "корабль" к гражданскому флоту (судно, теплоход, пароход и т. д.) может только самый последний салага. То есть автор статьи "слышал звон, да не знает, где он". В моем бы окружении при слове "корабль" сразу бы погнали прочь. Даже будучи курсантами, мы этот термин "корабль" не применяли к своим гражданским плав. средствам. Кстати, такими терминами мы сразу вычисляли "засланных казачков" и от "партии" и от "эдмундовича". На "палубе", да, там народ в моряки идет пришлый, со всего белого света - всякий, могут попадаться разное недоразумение. Были и у нас случаи контрабанды, пересекались с представителями КГБ, но чтобы они так выглядели глупо по описанию этого "писаки" - это чистый бред. Это были высокие стройные ребята с короткой стрижкой, в белых рубашках с коротким рукавом, с наглядной хорошей физической выправкой. Один внешний вид выдавал их из какой они "конторы". Даже "по пьяне" подойти и "похулиганить" с ними не было желания! Вежливая улыбка и молчаливый наезд "сверху вниз" останавливает вести с ними разговор на равных. Давят психологически (их учат этому).Этот бред читать противно: "Как навозный жук вертелся среди них с отвратительной тупой рожей комитетчик с толстыми мясистыми вывернутыми губами, похожий и лицом (только без очков), и манерами на бывшего босса КГБ Лаврентия Берию". Хотя события происходят в Эстонии, похоже там, на судах так боролись за свои "рабочие места". Третий штурман пошел и заложил? Свои бы утопили! Такой масштабный "шмон" из-за чековой книжки не может быть по определению. Подключается КГБ в таких количествах во времена СССР только при одном условии, когда на судне появляется "бесхозная контрабанда" на сумму свыше 15 тыс. руб. тех советских денег. А так, поле деятельности для МВД СССР. За "чековую книжку" просто бы не пустили бы в рейс, а "мордовали" бы ежедневными посещениями отдела КГБ и тупыми многочасовыми вопросами: "На какую разведку Вы работаете"? Месяца два, а если "сломается" (согласится), эти ребята обрадуются и получат себе "медаль". Упрется "рогом", не признается, отпустят с сожалением. Но, "визу" на год прикроют! Время-то на "шпиёна" потрачено!
Ответить

Добавить комментарий

147407 115006 29913